Цель: развитие когнитивного потенциала учащихся, для повышения качества процесса усвоения учебного материала.
Задачи урока:
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительно-двигательных координации.
- Развитие пространственных представлений (понимание терминов “сверху – вниз”, “снизу – вверх”, “слева направо”, “справа налево”, “на”, “над”, “под” и др.).
- Развитие пространственных представлений (направления движения).
- Развитие слуховой, оперативной памяти.
- Развитие мышления (процессы анализа).
- Развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Оборудование: тетради, карандаши, раздаточный материал (бланки с лабиринтами).
Содержание занятий:
Вводная часть.
1. Создаем хорошее настроение: “Улыбнитесь!”; “Скажите добрые слова друг другу”.
Составляем “Азбуку хороших слов”: “Вспомните добрые, хорошие слова на букву “Л” (ласковый, любимый, ловкий, лучший и др.)”.
2. “Гимнастика мозга”
Пояснительная записка:
Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих “Долина” в Калифорнии, где он в течении 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна она оказалась в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”.
Перед началом занятий каждый ребенок выпивает воды или какого-либо прохладительного напитка. После этого приступаем к занятиям: “задержите дыхание” и упражнение для “кнопочек мозга”.
Задержите дыхание.
Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
Кнопки мозга.
Пояснение:
Это серия упражнений, которая включает “электрическую систему” организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20 – 30 секунд каждой рукой.
1. Указательным и средним пальцами одной руки массируем точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другую руку в это время держим возле пупка. Одновременно с этим, взгляд переводим в разные направления: влево – вверх, вправо – вниз и т.д.
2. Указательным и средним пальцами одной руки держим точку над нижней губой. Пальцами другой руки массируем область копчика.
Пояснение:
Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминание нового материала.
3. Ладонь одной руки держим на пупке. Пальцами другой руки массируем область копчика. Через 20 – 30 секунд положение меняем.
Пояснение:
Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т.к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.[1]
Закончив разминку, отмечаем, что и группа и каждый ее участник стали немного внимательней, сосредоточенней, готовность всех к занятию выросла.
Основная часть.
Задание 1. “Штриховка”.
Материал к заданию: тетрадь, карандаши.
Предлагаю детям, используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Перед штриховкой знакомимся с различными линиями.
Линии штриховки
Трафареты
Задание 2. “Повтори цифры”.
Прошу учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком я их буду называть. Называю ряд из трех цифр: 375, 286, 195, 284, 937, 205, 160, 371.
Называю ряд из четырех: 2597, 1830, 2750, 2840, 2947, 1734, 3850, 2945.
Называю ряд из пяти цифр: 12372, 34746, 65637, 47564, 45634, 34756, 45377, 45672.
Называю ряд из шести цифр: 578870, 576276, 475673, 457802, 147801, 578015, 890564, 947022.
Задание 3. “Повтори наоборот”.
Прошу учеников повторить цифры наоборот.
Называю ряд из трех цифр: 375, 286, 195, 284, 937, 205, 160, 371.
Называю ряд из четырех: 2597, 1830, 2750, 2840, 2947, 1734, 3850, 2945.
Называю ряд из пяти цифр: 12372, 34746, 65637, 47564, 45634, 34756, 45377, 45672.
Называю ряд из шести цифр: 578870, 576276, 475673, 457802, 147801, 578015, 890564, 947022.
Задание 4. “Найди путь”.
Материал к заданию: бланки с лабиринтами, карандаш.
Прошу учеников найти дорогу Коле до Маши. Зайчику до морковки. По какой дорожке бежать?[2]
Задание 5 “Четыре стихии” (Разминка).
Дети сидят в кругу. Договариваюсь с ними: если скажу слово “земля”, все должны опустить руки вниз, если слово “вода” – вытянуть руки вперед, слово “воздух” – поднять руки вверх, слово “огонь” – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.[3]
Задание 6. “Раздели на части”.
Называю любое слово. Ученики, представляя обозначаемый этим словом предмет как целое должны разделить его на элементы (части). Сначала элементы называют вслух, а затем по мере усвоения упражнения делают это про себя, ставя палочки на бумаге. Подсчитывается, сколько палочек поставил каждый ученик, то есть сколько элементов из целого он выделил.
№ 1 – Кот (тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть) – 9.
№ 2 – Голова (глаза, уши, нос, губы, щеки, брови, зубы, волосы, язык, лоб, ресницы) – 11.
№ 3 – Цветок (лепестки, листочки, стебель, корень) – 4.
№ 4 – Кровать (матрац, подушки, постель, одеяло, ножки от кровати) – 5[2].
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Какое задание понравилось больше всего?
Давайте возьмемся за руки и скажем друг – другу: “Молодцы!!”
Список литературы.
- Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон “Гимнастика Мозга”.
- Локалова Н.П. “120 уроков психологического развития младших школьников” Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
- Р.В. Овчарова “Практическая психология в начальной школе”. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999. – 240с.