"Обобщение знаний о глаголе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Формировать у учащихся умение обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
  2. Развивать умение распознавать спряжение глаголов.
  3. Воспитывать аккуратность в работе, любознательность.

Ход урока

I. Организационный  момент.

На доске 6 пустых карточек.

– Как вы думаете, какое слово “спряталось”?

– Об этом мы узнаем чуть позже.

II. Чистописание. Словарная работа.

1. На доске написаны слова: подбежал, въехать, узнает.

Сегодня мы на чистописании напишем буквы, а какие вам предстоит догадаться.

– Первая буква встречается в приставке глагола прошедшего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая эта буква? В каком слове? (Подъехал, буква д.)

– Вторая находиться в приставке глагола неопределенной формы. Какая эта буква? В каком слове? (Въехать, буква в.)

– Третья буква– тоже в приставке, но у глагола будущего времени. Какая эта буква? В каком слове? (Узнает, буква у.)

– Чем похожи написания этих букв?

2.Наш урок сегодня необычный. Словарную работу нам помогут провести сказки А.С. Пушкина. Запишите слова в единственном числе в Им. падеже.

  1. Вот открыл царевич очи;
    Отрясая грезы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит …. он большой. (Город.)
  2. Пушки с пристани палят,
    …… пристать велят. (Корабль.)
  3. Царь Дадон к шатру спешит…
    Что за страшная ……
    Перед ним его два сына….(Картина.)
  4. …И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три ….(богатыря).
  5. Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет.
    Торговали мы недаром
    Неуказанным товаром;
    А лежит нам путь далек:
    Восвояси на …… (восток).
  6. Вот въезжает в город он…
    Вдруг раздался легкий звон,
    И в глазах у всей ….
    Петушок вспорхнул со спицы…(столица).

(При проверке слова вписываются в сетку кроссворда.)

– Итак, какое же слово у нас получилось? (Глагол.)

Да, это слово и было зашифровано. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания о глаголе.

III. Работа по теме урока.

Нас встречает царь – Глагол и предлагает выполнить его первое задание:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

– С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что они обозначают
– Запишите, разберите по членам предложение.
– Какую роль играют глаголы в предложении.

2. Изменение глаголов по временам.

– Время… А что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни сутки и др.)

– Владимир Иванович Даль так объясняет это слово:

“Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками”.

– Но, позвольте какое отношение имеет время к глаголам?

(Глаголы изменяются по временам.)

– Расскажите об этом.

Упражнение 514.

– Выпишите глаголы, определите время.

– Разберите как часть речи:

1. Кричу – гл. (Что делаю?)

2. Н.Ф. – кричать, IIспр.

3. В наст. вр., в 1 лице, в ед. числе.

4. Сказуемое.

Инсценировка.

– Лентяйкин, к доске! Если я говорю: “Я умываюсь, ты умываешься, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются”, – какое это время?

(Лентяйкин, зевая и потягиваясь.)

– Утро!

– Это, конечно, шутка! А вы, ребята, знаете?

(Да, настоящее время.)

Физкультминутка.

Изменение глаголов по лицам.

На доске:

– Как вы думаете, почему на экране появилась эта картинка?

(Глаголы изменяются по лицам.)

– Как определить лицо глагола?

Упражнение 1.

– Запишите пословицы, определите лицо и число глаголов. Пословицы объясните:

На доске:

Цену вещи узнаешь, как ее потеряешь.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
Сладким портят, а горьким лечат.

(Одновременно два человека работают с фразеологизмами.)

С лица воду не пить.
Не ударить в грязь лицом.

– Объясните смысл. Запишите. Можно ли определить время, лицо, число глаголов. Почему?
– В чем особенность написания глаголов 2-го лица единственного числа? (В конце пишется ь.)

4. Спряжение глагола.

– Что такое спряжение?(Изменение глаголов по лицам и числам.)
– Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.)

Работа по группам.

1-я группа: Дополните предложения, запишите, определите спряжение глаголов, выделите окончания.

(Какой?) лес (не)шелохн…тся.
(Какая?) вода в реке (не)колыш…тся.
(Какой?) камыш (не)шевел…тся.

– Как пишется не с глаголами?

На доске:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С частицами отдельно
Частицу не пиши!

– Что можно сказать о глаголах не шелохнется, не колышется, не шевелится? (Это синонимы.)

2-я группа: выписать пословицы с глаголами (Iв.– I спр., IIв. – II спр.).

Кто поздно се…т, тот редко ве…т.
Скромность украша…т человека.
Правда и реку останов…т.
Труд корм…т, а лень порт…т).

(Одновременно слабые учащиеся работают по ТТК стр. 77 № 2.)

5. На доске: рисунок белочки.

– Что это за чудо? Вспомните, из какой сказки А.С. Пушкина эта зверушка?
– Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поет,
И орешки все грызет.

– Да, и орешки-то непростые… Мне кажется, я догадываюсь, что в них спрятано.

(Учащиеся по одному открывают “орешки”, читают отрывок.)

– Это глаголы исключения.

1. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

2. Смотрит-видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…

3. Он их кормит и поит
И ответ держать велит…

4. Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.

5. И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…

6. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть

7. Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

– Молодцы, а какие еще глаголы-исключения надо записать?

(Обидеть, зависеть, ненавидеть – IIспр., брить, стелить – I спр.)

– Составьте и запишите предложения с 1–2 глаголами, обозначьте спряжение.

IY. Итог урока.

Наш урок получился необычным, похожим на сказку.

Но всякой сказке….конец, а кто хорошо работал…молодец!

На экране: король.

Домашнее задание.

1-я группа: из книги для чтения выписать глаголы (5–7), обозначающие чувства людей. Составить 2 предложения с этими глаголами.

2-я группа: в ТТК стр. 78 № 9.

Презентация.