Цели:
- Формировать у учащихся умение обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
- Развивать умение распознавать спряжение глаголов.
- Воспитывать аккуратность в работе, любознательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске 6 пустых карточек.
– Как вы думаете, какое слово “спряталось”?
– Об этом мы узнаем чуть позже.
II. Чистописание. Словарная работа.
1. На доске написаны слова: подбежал, въехать, узнает.
Сегодня мы на чистописании напишем буквы, а какие вам предстоит догадаться.
– Первая буква встречается в приставке глагола прошедшего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая эта буква? В каком слове? (Подъехал, буква д.)
– Вторая находиться в приставке глагола неопределенной формы. Какая эта буква? В каком слове? (Въехать, буква в.)
– Третья буква– тоже в приставке, но у глагола будущего времени. Какая эта буква? В каком слове? (Узнает, буква у.)
– Чем похожи написания этих букв?
2.Наш урок сегодня необычный. Словарную работу нам помогут провести сказки А.С. Пушкина. Запишите слова в единственном числе в Им. падеже.
- Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит …. он большой. (Город.) - Пушки с пристани палят,
…… пристать велят. (Корабль.) - Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная ……
Перед ним его два сына….(Картина.) - …И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три ….(богатыря). - Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет.
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на …… (восток). - Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей ….
Петушок вспорхнул со спицы…(столица).
(При проверке слова вписываются в сетку кроссворда.)
– Итак, какое же слово у нас получилось? (Глагол.)
Да, это слово и было зашифровано. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания о глаголе.
III. Работа по теме урока.
Нас встречает царь – Глагол и предлагает выполнить его первое задание:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
– С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (Гуляет,
подгоняет.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что они обозначают
– Запишите, разберите по членам предложение.
– Какую роль играют глаголы в предложении.
2. Изменение глаголов по временам.
– Время… А что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни сутки и др.)
– Владимир Иванович Даль так объясняет это слово:
“Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками”.
– Но, позвольте какое отношение имеет время к глаголам?
(Глаголы изменяются по временам.)
– Расскажите об этом.
Упражнение 514.
– Выпишите глаголы, определите время.
– Разберите как часть речи:
1. Кричу – гл. (Что делаю?)
2. Н.Ф. – кричать, IIспр.
3. В наст. вр., в 1 лице, в ед. числе.
4. Сказуемое.
Инсценировка.
– Лентяйкин, к доске! Если я говорю: “Я умываюсь, ты умываешься, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются”, – какое это время?
(Лентяйкин, зевая и потягиваясь.)
– Утро!
– Это, конечно, шутка! А вы, ребята, знаете?
(Да, настоящее время.)
Физкультминутка.
Изменение глаголов по лицам.
На доске:
– Как вы думаете, почему на экране появилась эта картинка?
(Глаголы изменяются по лицам.)
– Как определить лицо глагола?
Упражнение 1.
– Запишите пословицы, определите лицо и число глаголов. Пословицы объясните:
На доске:
Цену вещи узнаешь, как ее потеряешь.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
Сладким портят, а горьким лечат.
(Одновременно два человека работают с фразеологизмами.)
С лица воду не пить.
Не ударить в грязь лицом.
– Объясните смысл. Запишите. Можно ли определить время, лицо, число глаголов.
Почему?
– В чем особенность написания глаголов 2-го лица единственного числа? (В конце
пишется ь.)
4. Спряжение глагола.
– Что такое спряжение?(Изменение глаголов по лицам и числам.)
– Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно написать
безударные личные окончания глаголов.)
Работа по группам.
1-я группа: Дополните предложения, запишите, определите спряжение глаголов, выделите окончания.
(Какой?) лес (не)шелохн…тся.
(Какая?) вода в реке (не)колыш…тся.
(Какой?) камыш (не)шевел…тся.
– Как пишется не с глаголами?
На доске:
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С частицами отдельно
Частицу не пиши!
– Что можно сказать о глаголах не шелохнется, не колышется, не шевелится? (Это синонимы.)
2-я группа: выписать пословицы с глаголами (Iв.– I спр., IIв. – II спр.).
Кто поздно се…т, тот редко ве…т.
Скромность украша…т человека.
Правда и реку останов…т.
Труд корм…т, а лень порт…т).
(Одновременно слабые учащиеся работают по ТТК стр. 77 № 2.)
5. На доске: рисунок белочки.
– Что это за чудо? Вспомните, из какой сказки А.С. Пушкина эта зверушка?
– Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поет,
И орешки все грызет.– Да, и орешки-то непростые… Мне кажется, я догадываюсь, что в них спрятано.
(Учащиеся по одному открывают “орешки”, читают отрывок.)
– Это глаголы исключения.
1. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…2. Смотрит-видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…3. Он их кормит и поит
И ответ держать велит…4. Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.5. И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…6. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть…7. Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
– Молодцы, а какие еще глаголы-исключения надо записать?
(Обидеть, зависеть, ненавидеть – IIспр., брить, стелить – I спр.)
– Составьте и запишите предложения с 1–2 глаголами, обозначьте спряжение.
IY. Итог урока.
Наш урок получился необычным, похожим на сказку.
Но всякой сказке….конец, а кто хорошо работал…молодец!
На экране: король.
Домашнее задание.
1-я группа: из книги для чтения выписать глаголы (5–7), обозначающие чувства людей. Составить 2 предложения с этими глаголами.
2-я группа: в ТТК стр. 78 № 9.