Цели:
1. Образовательные:
- опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;
- предупредить наиболее распространенные ошибки детей на дороге.
2. Воспитательные:
- воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
- Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения.
3. Развивающие:
- развивать творческие способности, коммуникабельность;
- способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.
Актуальность:
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40%;
Неожиданный выход из– за движущихся или стоящих транспортных средств либо других препятствий, мешающих обзору 25–30%;
Неподчинение сигналам светофора 10–15%;
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара 5–10%;
Как можно уберечь от необдуманных действии на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо рассматривать обучение правилам дорожного движения, как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, систематичность. Наряду с традиционными, необходимо проводить и необычные интегрированные занятия.
Тип занятия: интегрированное.
Учебно-методические пособия и оборудование:
I. Демонстрационные:
- Компьютерная презентация Power Point “Школа светофорных наук”. (Приложение 1)
- Видеофильм “Ремень безопасности”. (Приложение 2)
- ЦОР “Инерция”. (Приложение 3)
- Компьютерная презентация Power Point “Модель светофора”. (Приложение 4)
- Макет вокзала. (Приложение 5)
II. Индивидуальные:
Материалы для изготовления светофора. (Приложение 6)
Ход занятия
Музыка В. Леонтьева “Все бегут, бегут, бегут…”. Слайд 1 Учитель дает звонок колокольчиком.
Здравствуйте. Школа светофорных наук начинает свое занятие.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова великого русского писателя А.П.Чехова: “Солнце не всходит два раза в день. А жизнь не дается дважды…”Слайд 2
Ребята, очень часто незнание и пренебрежительное отношение к законам физики приводит к ДТП, поэтому наше занятие сегодня посвящается физике и безопасности нашей жизни. Слайд 3
Скажите, водитель, заметив опасность (будь то машина или внезапно появившийся пешеход) может остановить автомобиль мгновенно? (Нет.) А что происходит с машиной, когда водитель нажал на тормоз? (Автомобиль по инерции проезжает вперед.) Вот и первое физическое явление, с которым мы сегодня познакомимся – инерция. (Вывешиваю на доску.) Инерция-явление которое не дает автомобилю остановиться мгновенно.
Смотрим на доску. Сейчас я попрошу одного из вас выйти к доске и отметить галочкой момент, когда движущийся автомобиль начнет двигаться по инерции.
(Анимация – инерция. ЦОР – движение автомобиля.)
Вот это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки называется тормозной путь. (Вывешиваю на доску.) А как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?
1. От скорости автомобиля (Чем больше скорость машины, тем больше тормозной путь).
3. От массы машины (Чем больше масса машины, тем больше тормозной путь).
2. От состояния дороги, шин. (Мокрая дорога тоже увеличивает тормозной путь. А зимой в гололед машину остановить еще трудней.)
Теперь вы понимаете, почему нельзя перебегать дорогу, а подойдя к ней, нужно убедиться, что водитель вас заметил!!!
Ребята, есть и еще проявления инерции. Но мы так к ним привыкли, что даже не замечаем этого. Например, в общественном транспорте. Приглашаю вас в “Волшебный автобус”. Вы пассажиры, а я водитель. А вы помните, что часто сидячих мест не хватает и надо уступать место кому?? (Пожилым людям, беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми.) И так внимание!!!!!!!!!!!! Автобус резко трогается с места.
Куда вы отклонитесь? (Назад.)
Автобус поворачивает налево. (Вправо.)
Теперь направо. (Налево.)
Автобус резко останавливается. (Вперед.)
Какое физическое явление мы сейчас с вами продемонстрировали? (ИНЕРЦИЯ). Спасибо, садитесь. Давайте еще раз увидим, как это происходит. (Движение автобуса-ЦОР)
А сейчас я попрошу вас прокомментировать следующий сюжет. Внимание на экран!
“Всем привет. Меня зовут Дерябин Никита, я часто езжу с родителями на машине и всегда пристегиваюсь ремнем безопасности. Чувствую я себя уверенно и комфортно. Уважаемые гости, а вы пристегиваете своих детей ремнем безопасности?” Пожалуйста, ответьте, зачем Никита пристегивается ремнем безопасности? (Чтобы при остановке или резком торможении не удариться головой, не вылететь из машины.) Слайд 4. При резком торможении пассажир по инерции продолжит двигаться вперед. То есть ремень нас оберегает, не зря он получил название ремень безопасности.
С какого возраста мы можем пользоваться штатным ремнем безопасности? (Обычно по достижению 12 лет, так как в этом возрасте рост ребенка достигает 1 м 50 см. Если же ребенок чуть старше, но его роста пока недостаточно штатный ремень ему не подходит, желательно по-прежнему использовать бустер или автокресло. В противном случае у ребенка есть риск получить травмы шеи.)
А кто знает, какой сигнал светофора учитывает явление инерции?? Слайд 5. Выйти к доске и выбрать нужный цвет. Слайд 6. (желтый).
“Желтый” предупреждает водителя о необходимости заранее начать торможение, учитывая инерцию, чтобы остановиться у светофора. Светофор – средство дорожного регулирования.
Я хочу представить вам ученика 7А класса Леруа Мартина и его модель светофора.
Выступление и презентация Мартина.
Модель “Светофор”
Я являюсь членом отряда ЮИД (юных инспекторов движения) и меня очень волнует то, что жертвами ДТП все чаще становимся мы – дети.
Цель моей работы:
Создать модель “Светофор” в помощь учителям при проведении мероприятий, связанных с правилами дорожного движения для младших школьников.
Модель “Светофор” – легко устанавливается в любой учебной комнате; рассчитан на широкий круг слушателей; прост и безопасен в управлении.
Технология изготовления:
- Составление схемы электрической цепи.
- Подготовка деталей корпуса.
- Сборка электропроводки и подключение к преобразователю напряжения.
Результатом моей работы считаю:
- Возможность применения модели на занятиях по ПДД.
- Защита социального проекта “Вокзал”.
- Приобретение полезных навыков и знаний по таким предметам как физика, ОБЖ, технология, ИКТ.
Ребята будьте внимательны при переходе дороги!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А сейчас небольшая практическая работа. Из материалов на столе изготовить светофор, который мы подарим каждому классу нашей школы . Музыка. (В.Леонтьев “А все бегут, бегут, бегут…”)
Итак, подведем итог нашего занятия.
Какие физические явления и понятия должны учитывать участники дорожного движения?
- Инерция.
- Тормозной путь (и от чего он зависит).
И конечно быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Пусть физика поможет сделать вашу жизнь безопасной!!!!
ЗВОНОК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Школа светофорных наук.