Цели и задачи:
- Образовательная: сформировать представления учащихся о Вселенной, о звездах и планетах;
- Развивающая: развивать познавательную активность учащихся; воображение, умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать мысли.
- Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение планеты, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” 2 часть автор: Виноградова Н.Ф., рабочая тетрадь №2; презентация “Звездный мир”; компьютер, проектор, экран, индивидуальные MakBook для учеников.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация опорных знаний.
– Тему урока вы сможете назвать сами, выполнив определенные задания.
Отгадайте загадки:
1) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
А глянули утром – уж нет ничего. (Слайд 2)2) Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Слайд 3)
3) Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Слайд 4)
СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗВЕЗДЫ. Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Правильно. Тема сегодняшнего урока “Знакомство со звездами”
Работа над новым материалом.
1.1 Учитель читает стихотворение Сергея Есенина. (Слайд 5) ЗВЕЗДЫ.
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим смотреть на звезды?
Выслушиваются мнения учеников. – Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
1.2 Работа по учебнику. Стр. 6–7.
Чтение статьи в учебнике и выполнение заданий к нему.
2–3 фантастические истории про звездное небо, придуманные учениками, выслушиваются и обсуждаются.
Выполнение задний в рабочей тетради № 2 стр. 3 задание № 1 – самостоятельно.
Проверка.
Физкультминутка.
– Я называю цвет. Если звезда такого цвета раскаленная, вы прыгаете 2 раза. Если звезда такого цвета менее раскаленная – 1 раз.
Учитель называет цвета: голубой, желтый, красный, белый, оранжевый.
1.3 Рассказ учителя о Солнце и планетах солнечной системы.
Давным-давно люди тоже придумывали всякие фантастические истории про Землю, звезды, планеты. Сейчас людям уже многое известно . А помогли им в этом астрономы. Астрономы – это люди, которые изучают звезды, планеты и другие небесные тела. (Слайд 6, 7) Сегодня мы познакомимся с Солнечной семьей. Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Люди разных профессий по-разному расскажут вам Солнце. Поэт расскажет о том, как прекрасно Солнце; врач – о пользе Солнца для человека; охотник поведает нам , как он путь по солнцу находит. Совсем по-другому о Солнце вам расскажет астроном.
Солнце– огромный огненный шар из газа. (Слайд 8) Нам оно кажется маленьким шариком. Это потому, что оно от нас очень далеко. Солнце во много раз больше Земли и других планет, которые входят в Солнечную систему. Солнечная система– это Солнце и звезды и планеты, вращающие вокруг него. В Солнечную систему входят 8 планет (Слайд 9) Меркурий, Венера. Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. (Слайды 10–17)
Физкультминутка. Дети под космическую музыку повторяют за учителем движения космонавтов в невесомости.
1.4 Учащиеся читают текст в учебнике, рассматривают рисунки-схемы и в парах обсуждают .
Дополнительно: просмотр фильма “Волшебная сфера”.
– Так ли люди представляют Солнечную систему сегодня?
Вывод: Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
1.5 Картинная галерея. Репродукция картины Я.Матейко “Астроном Николай Коперник”. (Слайд 19–20)
Учитель: Рассмотрите картину, прочитайте об Николае Копернике в учебнике (один ученик читает текст вслух). Каким вы представляете ученого?
– Сравните схемы на стр. 10 и11. Чем они похожи и чем отличаются?
Общее: названия планет, их расположение. Различия: в центре первой схемы Земля, второй-Солнце.
– Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? (Выслушиваются ответы и рассуждения учащихся.)
Правильно, Коперник первым понял и доказал, что в Центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.
Рефлексия.
1. Работа в тетради.
Стр. 3 № 2, 4 – работа в парах.
Проверка.
2. Работа на MacBook. Альбомы ПервоЛого.
а) Расположить планеты по порядку (по степени удаленности от Солнца).
б) Соотнесите высказывание с картинкой.
Проверка: на интерактивной доске показать выполненное задание.
Итог урока:
– Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то нарисуйте голубую звезду.
– Если считаете, что все получилось , но что-то можно было сделать лучше, то нарисуйте желтую звезду.
– Если считаете, что многое не получилось, то нарисуйте красную звезду. (Слайд 21)
Задание на дом:
– Учебник стр. 6–12, р/т стр. 3 № 3, нарисовать, каким вы представляете ночное звездное небо. (Слайд 22)