"Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока:

  • обобщить и закрепить понятия координатной плоскости, координаты точек;
  • обобщить и закрепить построение точек по ее координатам и нахождение координат точек;
  • развивать внимание память учащихся;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверить наличие у учащихся карандашей или фломастеров, линейки, циркули.

2. Устная работа.

Игра “ Собираем виноград”.

Учитель. Сегодня мы все с вами не просто ученики, а художники. Чтобы нарисовать картину нам понадобится для натюрморта виноград. Виноград считается сорванным, если названа координата точки, к которой он прикреплен, и дан ответ на вопрос, написанный с обратной стороны нарисованного винограда. На магнитной доске начерчена система координат и закреплены магнитами нарисованные гроздья винограда с вопросами.

См. приложение Слайд 2

После каждого ответа учитель открывает соответствующий слайд презентации.

Вопросы:

  1. С именем, какого выдающегося математика связано понятие прямоугольной системы координат? (Слайд 3)
  2. Сформулируйте определение прямоугольной системы координат. (Слайд 4)
  3. Дайте определение координатной плоскости. (Слайд 5)
  4. Что мы называем координатами точки на плоскости? (Слайд 6)
  5. На сколько частей разбивает система координат плоскость и как называются эти части? (Слайд 7)
  6. Пронумеруйте четверти координатной плоскости. (Слайд 7)
  7. Точка лежит на оси абсцисс. Чему равна ее ордината? (Слайд 8)
  8. Точка лежит на оси ординат. Чему равна ее абсцисса? (Слайд 8)
  9. Какие вы еще знаете способы определения положения точки?

3. Основная часть.

Учитель: Вы показали, что умеете определять координаты точек на плоскости. А сейчас мы посмотрим как вы научились строить точки по координатам. Мы рисуем большое полотно всем классом, но у каждой группы будет свое задание. А групп у нас три (1 – учащиеся способные выполнить простейшие задания, 2 – “хорошисты”, 3 – сильные учащиеся).

Всем классом выполняем общее задание: построить в тетрадях и на доске прямоугольную систему координат и отметить на ней точки:

F(-0,5; 2), E(5; -3,5), R(9; -3,5), H(0; -1), Q(8,5; 1), L(1,5; 2,5), D(4,5; -1), S(1,5; -3),

Z(-2; 4,5), M(-4; 4), W(-5; -1.5), N(-4.5; 2.5), C(2; -2), B(5,5; 4), K(1,5; -0,5), G(1; -1),

A(2,5; 6,5), T(7; -0,5), P(7; 2), V(5; 2).

1-ая группа: проведите в той же системе координат

а) лучи: MW; SF; TQ; CK; RE;
б) отрезки: NZ; CD;
в) прямые: VP; AB;
г) окружности: окр(H; r), r=3,5; окр(L, r), r=1,5.

2-я группа: определить координаты точек пересечения

а) окр(Н; r) и окр(L; r);
б) окр(Н; r) с осью OУ;
в) прямой VP и окр(L; r).

3-я группа: определите градусную меру угла, образованного:

а) лучами MW и SF;
б) прямой VP и лучом TQ;
в) прямой AB и лучом TQ.

Прежде чем выполнять построение, необходимо повторить понятия отрезка, луча, прямой, окружности.

Учащийся, который выполнит задание первый, показывает построение на доске на оценку.

4. Заключительная часть.

Самостоятельная работа:

1-я и 2-я группа: на парте у каждого лежит заготовленный заранее планшет (на картоне наклеен лист, в клеточку, с системой координат), на планшете карточка с заданием.

Задание: построить фигуры по координатам их точек, у вас получится картинка.

В конце урока мы устроим вернисаж.

Карточки для 1-й и 2-й групп:

Лиса. (Рисунок 1)

(4; 13), (4; 11), (2; 7), (1; 6), (4; 0), (6;2), (6;4), (9;7), (10; 7), (9; 5), (9; 0), (6; -2),

(4; -6), (2;-6), (0;-1), (-2;-6), (-4; -6), (-4; 0), (-1; 6), (-2; 7), (-4; 11), (-4; 13), (-2; 11),

(0; 12), (2; 11), (4; 13), (1; 7), (1; 6),(-1; 6), (-1; 7).

(1, 9),

(-1; 9). (Слайд 9)

Курица. (Рисунок 2)

(0; 5), (-1; -3), (-3; -2), (-4; -1), (-5; 2), (-5; 4), (-6; 5), (-7; 5), (-6; 6), (-6; 8), (-5; 7),

(-5; 8), (-4; 7), (-4; 8), (-3; 6), (-3; 3), (1; 2), (4; 3), (6; 5), (5; 3), (6; 4), (5; 2), (6; 3),

(5;1), (3; -2), (1; -3), (0; 5),

(-5; 6). (Слайд 9)

3-я группа. У каждого учащегося 3-ей группы карточки. Пока 1-я и 2-я группа строят фигурки, 3-я группа выполняет более сложное задание по карточкам (4–5 человек у доски).

Карточка N 1. (Рисунок 3)

  1. На рисунке на координатной плоскости проведена линия. Найдите ординату точки, расположенной на этой линии, если ее абсцисса равна 3.
  2. Найдите абсциссу точки, расположенной на этой линии, если ее ордината равна -2.
  3. На координатной плоскости отметьте точки А(-4, 2), В(2, 2), С(2, -4). Постройте четвертую точку К так, чтобы получился квадрат АВСД. Определите координаты точки К.

Карточка N 2. (Рисунок 4)

  1. Построить отрезок АВ по координатам его концов А(4, 2), В(2, -2) и найдите координаты точки, в которой отрезок пересекает ось абсцисс.
  2. Определите координаты вершин треугольника, изображенного на рисунке.

Итог. Просмотр картин “Вернисаж”. Проверка карточек 3-й группы. Выставление оценок.

Д\З. Выполнить на координатной плоскости рисунок с указанием координат точек (не менее 20 точек).