Введение
Последние 10-15 лет школьное математическое образование в России претерпевает существенные изменения, связанные с проводимой Министерством образования и науки РФ модернизацией. Линия на урезание программы по математике и учебных часов, отводимых на ее изучение, привела к тому, о чем все эти годы предупреждало школьное и математическое сообщество: уровень математической подготовки учащихся упал, за ним стал снижаться и профессиональный уровень учителей.
В своих выступлениях Президент России говорил о том, что будущее России за высокими технологиями. Особое внимание президент обращает на подготовку инженерно-технических кадров, а это значит необходимо повысить и уровень математической подготовки в школе. Эту задачу и должен решить переход на профильное обучение. Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики.
Прежде всего, напомним, что идее профильных классов в России около 100 лет. Первые программы для профильных классов публиковались и обсуждались в педагогической печати накануне первой мировой войны. Их реализация в школьной практике по понятным причинам была отложена. К идее профильной школы вернулись относительно недавно в процессе начавшейся реформы школы. Если 100 лет назад говорили о необходимости трех профилей, то теперь число профилей перевалило за десяток.
Для сохранения уровня школьного математического образования в стране в период неопределенности с профильным и предпрофильным обучением, для сохранения уровня квалификации учителей математики необходимо следовать известному принципу «Не навреди!» То есть, насколько возможно, сохранять в преподавании математики уровень, сложившийся в школах — в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением математики. Пусть даже теперь обучение в этих классах будет названо универсальным и профильным соответственно.
Если раньше рассматривались, чаще всего, классы математические и физико-математические, то теперь появляется большее разнообразие в профилях и в требованиях к математическому аппарату, которым должны владеть учащиеся. Мы считаем, что математика едина, что нет отдельной математики для биолога, геолога или экономиста. То есть общая часть содержания курсов математики для этих классов близка к 100% содержания программы для традиционных классов с углубленным изучением математики. А отличия в специальной подготовке или специальных требованиях, связанных с содержанием специализации, вполне могут быть обеспечены курсами по выбору, т.е. элективными курсами. То есть имеющийся опыт работы в классах с углубленным изучением математики дает нам представление о том общем в содержании математической подготовки учащихся всех профилей, в которых предъявляются повышенные, по сравнению с общеобразовательной программой, требования к математической подготовке школьников. Этот уровень надо беречь.
Говоря о профильном и предпрофильном обучении, надо не забывать о той базе, на которой будет строиться это обучение. Надо подумать, по какой программе-минимум надо обучать учащихся до предпрофильного класса, чтобы это обучение не закрывало учащимся дорогу в предпрофильный и профильный классы. Об этом уже давно сказано в «Примерной программе по математике» 1918 года: «Программа-минимум строится не с тем, чтобы дать все знания и умения, необходимые для будущего работника — специалиста в области математики или будущего техника и т.д., но она проводится таким образом, чтобы мыслительные приемы и практические умения, достигаемые таким курсом-минимум, были бы такого рода, чтобы тем, кто выберет своей специальностью математику или технику, пришлось бы в соответствующем направлении доучиваться, а не переучиваться».
Главное предназначение школьного образования – решить философскую проблему: “вещь в себе” сделать “вещью для себя”. Для этого школа должна:
- социально защищать ученика, обеспечить ему возможность получения высшего образования или достойной профессии;
- сохранять физическое и моральное здоровье учащихся;
- воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям и патриотизм;
- приносить радость на этапе обучения.
Необходимо признать, что школа в целом не справляется с этими задачами. Эта трудная проблема может быть в определенной степени решена за счет внедрения профильного обучения, содействующего развитию индивидуальных склонностей и способностей ученика. Попадая в систему предпрофильной подготовки, ученик шаг за шагом приобретает опыт соотнесения собственных целей, наличия средств для их реализации, приложения усилий в достижении результата и ответственного к нему отношения.Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения (родителей и учителей), то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях. Должны быть разработаны такие системы заданий, чтобы испытания позволили получить первоначальные сведения об особенностях и склонностях личности.
Основные цели и задачи предпрофильного обучения
Подготовка учащихся 5-х 6-х и 7-х классов к изучению математики на профильном уровне путем углубления их математических знаний возможна за счет решения задач повышенной сложности, изучения элементов статистики и теории вероятностей, усложнения заданий по важным темам курса: закрепления знания дробей и смешанных чисел, решения уравнений и задач с помощью уравнений, выполнения действий с положительными и отрицательными числами, работе со смешанными дробями произвольного знака, решения занимательных и олимпиадных задач.
Основными задачами программы являются:углубление знания по математике, обеспечение формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, расширение представления учащихся о приемах и методах решения задач. Развитие навыков исследовательской деятельности, обеспечение подготовки к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Т.к. предпрофильное обучение вводится, начиная с 8 класса, то мы выделили 2 этапа предпрофильной подготовки, каждый из которых имеет свои задачи.
I этап – 5-6-е классы. Задачи данного этапа:
- развитие познавательного интереса;
- включение учащихся в самостоятельное освоение учебного материала; расширение кругозора;
- обучение самоанализу;
- формирование коммуникативных компетенций.
Уже к восьмому классу учащиеся имеют возможность оценить привлекательность математики, ее интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте целесообразно начинать систематическую подготовку учащихся к дальнейшему продолжению образования.
II этап – 7 класс. Задачи данного этапа:
- формирование умений работать в группе;
- выявление образовательных запросов учащихся;
- моделирование видов образовательной деятельности, востребованной в профильной школе;
- включение учащихся в виды деятельности, направленные на создание собственных проектов;
- создание условий для освоения учащимися предметных компетенций на личностно – значимом уровне;
При решении этих задач большую работу по диагностике интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся; по прогнозированию успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей; по диагностике готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля как ключевого этапа самообразовательной деятельности совместно проводят учитель математики, школьный психолог и классный руководитель.
Система предпрофильной подготовки
Для реализации всей системы предпрофильной подготовки используем следующие ресурсы:
- использование часов школьного компонента в контексте предпрофильной подготовки: выделяется 1 час на предмет «Математика» в 7 классе с целью более качественной отработки навыка решения задач, отработки умений письменного оформления решений.
- развивающие курсы, кружки :
– содержание и форма курсов и работа кружков направлены на развитие познавательного интереса, расширение кругозора, на самоопределение учащихся; - профессиональная подготовка как компонент
предпрофильной подготовки:
– первичные профессиональные навыки, представления о мире профессий учащиеся получают через систему классных часов, специально организованные экскурсии. - информационная работа включает в себя:
– взаимодействие с родителями по всем направлениям предпрофильной подготовки;
– психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование школьным психологом.
Эффективность предпрофильной подготовки выражается в готовности учащихся к построению своего дальнейшего образовательного маршрута как в нашем учебном заведении, так и в других.
Воспитательное назначение предпрофильного обучения.
Развитие логического и абстрактного мышления, развитие внимания и всех видов памяти, воспитание активности и трудолюбия, творческой инициативы, воли к достижению поставленной цели, воспитание математической культуры, навыков взаимодействия в коллективе.
Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:
- Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
- Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
- Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися. Вопрос чему и как учить в школе, по-видимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как им дано решение, лучшее по сравнению с предыдущим. В данной работе представлена программа предпрофильной подготовки по математике в 9-м классе. Цель данного курса подготовить учащихся к выпускным экзаменам в школе. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Литература:
Необходимый материал для проведения этого элективного курса может быть взят из следующих литературных источников:
1. Факультативный курс по математике: Учеб.
Пособие для 7-9 кл. сред. шк. /Сост. И. Л. Никольская.
– М.: просвещение, 1991.
2. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб.
Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изуч.
Курса математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И.
Звавич. – М.: Просвещение, 1992.
3. Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк.
И классов с углубл. изучен. Математики/Под
ред.Н.Я.Виленкина. – М.: Просвещение,1995.
4. Практикум по элементарной математике: Алгебра.
Тригонометрия: Учеб. Пособие/ В.Н. Литвиненко, А.Г.
Мордкович. – М.: Просвещение,1991.
5. Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9
классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.(Серия «Школа
радости».)
6. Математика. Пособие для углубленного изучения
математики для учащихся средних школ и
поступающих в технические университеты. – М.:
БРИДЖ,1994.
7. Журналы «Математика в школе»
8. Математика./ Еженедельное Учебно-методическое
приложение к газете «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».