Логопедическое занятие "Путешествие в город потерянных игрушек"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Закрепить: знания детей о транспорте; навыки чтения; умение отвечать на вопросы полными предложениями; расширять словарный запас (тоннель, джунгли, маршрут).
  • Упражнять: в дифференцировании звуков [С] — [Ш] в словах, в речи с использованием игровой обучающей ситуации; правильном употреблении предлогов в, с, на, из, под, над; в падежном управлении существительных; в развитии лексико-грамматического строя речи; фонематический слух, память, внимание; в активизации мыслительной деятельности; в ритмичном и выразительном умении двигаться в соответствии с музыкальным текстом; в навыках работы с бумагой и ножницами; в развитии мелкой моторики пальцев рук.
  • Воспитывать духовную культуру поведения детей на занятиях: потребности и интересы взаимоотношений, отношений к окружающему.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье, физическая культура, труд, музыка.

Оборудование: руль, импровизированный тоннель, мольберты, ноутбук, проектор, планшет.

Материалы:

  • Демонстрационный: фрагменты из мультфильма «Даша-путешественница», сюжетные картинки по ходу НОД, разрезная азбука, карта маршрута, диск с записями музыкальных отрывков.
  • Раздаточный: дидактические игры: «Едем, плывем, летим», «Чего не хватает?», «Зажжем фонарики», «Что перепутал художник?», разноцветная бумага, ножницы.

Предварительная работа с детьми:

  • Загадывание загадок, разучивание считалок, физкультминуток.
  • Разучивание с детьми «Песенки друзей» муз. М. Старокадомского. Гимнастика для глаз, словесные и дидактические игры.
  • Проведение НОД по музыке и оригами.

ХОД НОД

1. Организационный момент

Дети входят в зал под музыкальный отрывок из мультфильма «Даша путешественница».

Логопед (Л): Дети, вы любите мультфильмы? Сегодня, ребята, вас ждет сюрприз. Мы все вместе посмотрим мультфильм «Даша-путешественница». Согласны? Тогда садитесь поудобнее и смотрите.

(Знакомство с девочкой Дашей, ее другом обезьянкой Башмачком и лисенком).

1. Л: Ребята, как зовут девочку? (Даша)
– Как зовут ее друга обезьянку? (Башмачок)
– Даша просит вас назвать общий согласный звук в ее имени и в имени ее друга. (Ш)
– Раиль, найди и выложи, пожалуйста, эту букву на доске. (Ш)
– А какой звук вы слышите в конце слова ЛИС? (С)
– Айлина, найди и выложи эту букву на доске. (С)
– А сейчас, ребята, Даша просит дать характеристику звуков [С] — [Ш].
– Молодцы! Даше, Башмачку и лисенку очень понравилось, как вы справились с заданием. Но, кажется, у Даши появилась проблема, с которой она хочет поделиться с вами.

(Создание проблемной ситуации: у Даши потерялся мишка, которого ей подарили мама и папа. Девочка просит детей пойти с ней через джунгли в город потерянных игрушек, куда попадают все затерявшиеся игрушки).

Сюжет №1 (спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.)

Л: Ребята, поможем Даше отыскать ее мишку?

Л: Даша приготовила для вас карту, по которой вы все вместе доберетесь до города потерянных игрушек.

(Рассматриваем карту. Уточняем маршрут до города потерянных игрушек, который лежит через тоннель, перепутанные джунгли, реку).

Л: Путь до города предстоит долгий и трудный. Выдержат его только сильные, смелые и внимательные. Поэтому давайте все вместе потренируемся, наберемся сил

(Звучит релаксационная музыка. Дети стоят в кругу и выполняют упражнения).

Психогимнастика «Станем сильнее»

Глубоко вдохните – выдохните. Вдохните здоровье – выдохнитеболезни, вдохните уверенность – выдохните слабость, вдохните добро – выдохнитезло. Мы стали сильными и отважными!

Л: (Еще раз обращает внимание детей на карту). Город потерянных игрушек находится очень далеко. На чем можно быстрее добраться до цели?

2. Дидактическая игра «Едем, плывем, летим»

Классификация транспорта на водный, наземный, воздушный. Логопед подводит детей к тому, что самый удобный для этой местности вид транспорта – наземный.

Загадка:

Не летает, а жужжит,
Жук по городу бежит.
И горят в глазах жука
Два веселых огонька. (Машина)

Логоритмическая гимнастика «Песенка друзей»

Дети за логопедом движутся по комнате.

Л: Ребята, посмотрите, друзья Даши просят вас помочь им. Поможем…

3. Дидактическая игра «Чего не хватает?» (падежные конструкции)

Л: Поехали дальше. (Двигаются по комнате, подъезжают к тоннелю).

Л: Ребята, а вот и первое препятствие, которое мы видели на карте. Что это? По темному тоннелю можно пройти только с зажженными фонариками.

4. Дидактическая игра «Зажжем фонарики»

Нахождение заданного звука [С] и [Ш] в словах. (При необходимости логопед предлагает оказать помощь товарищам, которые не справились с заданием).

Физкультминутка «Пройдем тоннель»

(Дети проходят тоннель и выходят к перепутанным джунглям.)

Л: Ребята, вы не заметили ничего необычного в этих джунглях? Все ли здесь правильно?

5. Дидактическая игра «Что перепутал художник?» (Предлоги: с, в, из, на, под, от, под).

Л: Ребята, тучки закрыли наше солнышко. Давайте нашими глазками прогоним тучки.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло, (закрывают и открывают глаза).
Солнышко тучки – летучки считало.
Серые тучки, черные тучки (глаза влево, вправо).
Легких – две штучки, тяжелых – три штучки (глаза вверх, вниз).
Тучки попрятались. Тучек не стало (закрывают глаза).
Солнце на небе вовсю засияло. (открывают глаза и поднимают руки вверх).

Л: Вот и появилось солнышко и подарило нам свое тепло. (На тучку прикрепить солнышко). Молодцы, вы навели порядок в джунглях. Можем двигаться дальше.

Л: А что за препятствие опять возникло у нас на пути? (Дорогу по мосту через реку преградил хозяин реки тролль).

Л: Ребята, случилась беда – в реке пропала рыба. Тролль просит нас помочь заселить речку ее обитателями – рыбками. Поможем?

6. Оригами «Рыбки» (напомнить о правилах работы с ножницами)

Дети выполняют задание и «запускают» рыбок в речку.

Л: Тролль благодарит вас за помощь и предлагает продолжить наш путь по мосту через речку.

Л: Вот мы и добрались до нашей цели, ребята. Перед нами – город потерянных игрушек.

Просмотр сюжета №2 (спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред) – заключительной части мультфильма, где дети попадают в город потерянных игрушек. Среди множества игрушек дети видят Дашиного мишку, колеса от самоката, свисток паровоза, шарик лисенка, которые попадают к своим хозяевам.

Даша благодарит детей за помощь и приглашает на веселый танец. Дети танцуют под веселую музыку. (Сюжет №3)

Л: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Ребята, вы – молодцы! Я горжусь вами. Вы преодолели все препятствия и помогли Даше и ее друзьям.