Победа России в Отечественной войне 1812 года, 200-летие которой отмечает Россия в 2012 году, явилась ярким примером патриотизма, стойкости и силы русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
Обращение к страницам истории, ознакомление дошкольников с историческим прошлым нашей страны, особенно актуально в наше время для формирования и развития гражданских и нравственных качеств личности. Значимость победы в Отечественной войне 1812 года отражается в Федеральном законе “О днях воинской славы (победных днях) России”, где в перечень входит 8 сентября – день Бородинского сражения. Также, в связи с юбилейной датой победы России в Отечественной войне 1812 года принят Указ Президента Российской Федерации “О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года” от 28.12.2007 № 1755.
Не только обращение к истории, знакомство с великими полководцами и людьми, вложившими вклад в победу, но художественные, литературные и музыкальные произведения, посвящённые Победе, тем событиям дают наиболее полную картину 1812 года.
Поэтому, в нашем детском саду, мы решили провести цикл занятий, посвящённых Отечественной войне 1812 года, которые знакомят с событиями, людьми, а также знакомят с литературными, художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными 1812 году.
Цель всех мероприятий: формирование и гражданское воспитание детей дошкольного возраста по средству ознакомления с историей 1812 года.
Задачи:
- Развивать интерес к прошлому России.
- Дать знания об исторических событиях 1812 года.
- Знакомить с русской и французской армией 1812 года.
- Ознакомление с полководцами, людьми, вошедшими в историю 1812 года. Воспитывать уважение к людям, защищавшим Родину.
- Знакомить с музыкой того времени: марш, сигнальная музыка, романсы и песни.
- Знакомство с творчеством Василия Васильевича Верещагина, батальной живописью.
- Знакомство с участником войны - “русским Шубертом”. – Александром Александровичем Алябьевым
- Знакомство с памятными местами Москвы, связанными и посвящёнными событиям 1812 года.
Цикл занятий:
Занятие 1. Наполеон и его армия. Русская армия.
Цель: познакомить детей с причиной нападения на Россию армии Наполеона. Рассказать о Наполеоне и его армии. Словарная работа: провиант, фураж, доблесть, стойкость, стратегия, тактика.
Материал: Презентация с использованием репродукций картин В.В. Верещагина, Крассовского, Дж. Доу, Петера фон Гесса, Р.М. Волкова
Занятие 2. Русская армия 1812 года. Партизанские отряды.
Цель: познакомить с армией 1812 года: пехота, кавалерия, артиллеристы. Партизанское движение.
Знакомство с сигнальной музыкой разных полков.
Словарь: Отечество, освободительная, названия формы военных, отличительные черты. Сигнальная музыка.
Материал: видеопрезентация “Русская армия 1812 года”, открытки. Записи 1960-1970 г.г. “Марши и сигналы русской армии”, музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года.
Занятие 3. “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” (М.Ю. Лермонтов).
Цель: познакомить с военными действиями русской и французской армиями. Знакомство с литературными и живописными памятниками Бородинского сражения. Словарь: фланг, резерв, флешь, батарея, редут, адъютант.
Материал: видеопрезентация, на основе художественных произведений: Петер фон Гесса, В.В. Верещагина, Дезарно, Коцебу. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”.
Марши и песни. Кавалерия и артиллерия (записи 1908-1912), пехота (записи 1902-1912). Музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года.
Занятие 4. Военный совет в Филях и оставление Москвы.
Цель: знакомство с памятным местом Москвы – изба в Филях. Важность совета в Филях для дальнейших действиях. Знакомство с картиной А.Д. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.
Занятие 5. Пожар в Москве.
Цель: знакомство с местами Москвы, изображённые на полотнах художника В.В. Верещагина, сожжённые или пострадавшие во время пожара. Варварское отношение французской армии к святыням Москвы. Знакомство с творчеством В.В. Верещагина
Материал: видеопрезентация художественных произведений: В.В. Верещагин. Перед Москвой в ожидании депутации бояр. Строки из А.С. Пушкина. Полотна В.В. Верещагина, отражающие события в Москве 1812 года
Занятие 6. Россия спасена. Победа России в войне.
Цель: рассказать о завершении войны и о Победе России. Познакомить с людьми, прославившиеся подвигами в этой войне.
Занятие 7, 8. Памятники Отечественной войне 1812 года в Москве.
Цель: знакомство с памятными местами в Москве, с их строительством. Назначение триумфальной арки. История строительства Храма Христа Спасителя.
Занятие 9. Доминантное музыкальное занятие: Участник войны - “русский Шуберт”. – Александр Александрович Алябьев. Приложение 1.
Цель: познакомить детей с творчеством А.А. Алябьева, его биографией – ушёл добровольцем на войну 1812 года. Воспитывать музыкальный вкус, знакомить с жанром – романсом.
Как итог работы была проведёна литературно-музыкальная композиция “Мы только вместе победим…”.
Список литературы:
- Я познаю мир: детская энциклопедия. История. Сост. Н.В. Чудакова и др. М.: ТКО “АСТ”, 19996.
- М.Н. Чернова. “Отечественная война 1812 года”. Методическое приложение к демонстрационному материалу. М.: Айрис-пресс, 2012.
- И.В. Новокрещенов. Отечественная война 1812 года. М.: Издательство Ювента, 2012-11-19 М.А. Воронкова, И.В. Минчукова, Л.В. Рыбакова. Отечественная война 1812 года. Ознакомление дошкольников с историей Москвы. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 (сентябрь), 2011; стр. 50
- Очерки по истории музея-панорамы “Бородинская битва” 1912 – 2002. к 90-летию со дня основания. М.: Сорек-полиграфия, 2003
- Статьи интернета “Википендия”, сайт Алябьев: http://aliabiev.psn.ru/
- Сайт Верещагин http://veresh.ru
- Записи музыки (5 дисков), посвящённых 175-летию Отечественной войны 1812 года “Музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года”: Старинные песни, романсы и марши (записи 1910-1912); Марши и сигналы русской армии (записи 1969 – 1970); Марши и песни русской армии. Кавалерия и артиллерия (записи 1908 – 1912). Пехота (записи 1902-1912).
- Романс на слова А.А. Дельвига “Соловей” в исполнении Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой.