Образовательная область: Коммуникация
Цель: развитие грамматического строя речи через включение детей в дидактические игры и упражнения.
Задачи:
– Расширение, активизации и актуализация словаря по теме “Профессии на
стройке”.
– Закреплять умение согласовывать числительное с существительным.
– Упражнять в образовании формы существительного И.п. ед.ч.
– Развивать умение образовывать относительные прилагательные.
– Упражнять в употреблении простых предлогов.
– Развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке.
– Развивать воображение, конструктивный праксис.
– Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Предварительная работа: Чтение английской сказки “Три поросенка”.
Оборудование: Сюжетные картинки по теме (Н.Н.Нищева), поросята и модели домиков по сказке “Три поросенка”, солома, ветки, камни, мяч, карточки для деления на п/группы, строительный материал (картонные геометрические фигуры; пластмассовые кубики, деревянные палочки), мешочек.
1. Организационный момент.
– Ребята, у нас с вами гости, посмотрите. Кто это? (Поросята.)
– Из какой они сказки? (3 поросенка.)
– Как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
– Что делали поросята в этой сказке? (Строили домики, чтобы спрятаться от
волка.)
– Сегодня мы вместе со сказочными поросятами будем говорить о профессиях людей,
работающих на стройке, и тоже будем строить домики.
2. Основной этап.
Фронтальная работа.
– Давайте вспомним, из каких материалов поросята строили свои домики?
(Солома, ветки, камни.)
– Поросята собирали материалы, из которых собирались строить и считали их.
Давайте и мы посчитаем.
Упражнение “1,2,…5”
На тарелочке – солома.
– Что это? (Солома, соломинки.) А одну как назовем? (Соломинка.)
– Считаем …. (дети считают: одна соломинка, две соломинки, …).
На тарелочке – ветки.
– Что это? (Ветки.) А одну как назовем? (ветка.)
– Считаем …. (дети считают: одна ветка, две ветки, …).
На тарелочке – камни.
– Что это? (камни.) А один как назовем? (Камень.)
– Считаем …. (дети считают: один камень, два камня, …).
Упражнение “Какой, какая, какие?” – с мячом.
– Построили поросята домики, а назвать их не могут. Давайте им поможем. Какие
домики у них получились, называет тот, кому я кину мяч.
– Если стены из соломы (камня, дерева), то они какие? (Соломенные, каменные,
деревянные.)
– Если крыша из соломы (железа, дерева), то она какая? (Соломенная, железная,
деревянная.)
– Если домик из соломы (камня, дерева), то он какой? (Соломенный, каменный,
деревянный.)
Упражнение в употреблении предлогов (по демонстрации действий).
– Как звали поросенка, который построил соломенный домик?
Логопед выставляет поросенка перед домиком.
– Где стоит Ниф-Ниф? (Ниф-Ниф стоит перед домиком.)
– Как звали поросенка, который построил домик из веток?
Логопед ставит поросенока в домик.
– Где стоит Нуф-Нуф? (Нуф-Нуф стоит в домике.)
– Как звали поросенка, который построил каменный дом?
Логопед достает поросенка из домика.
– Где стоит Наф-Наф? (Наф-Наф выходит из дома.)
– У кого из поросят самый крепкий дом? (У Наф-Нафа.)
– Это сказочный дом, его сам Наф-Наф строил. А чтобы настоящий дом построить
люди каких профессий нужны? (Крановщик, каменщик, сварщик, маляр, штукатур,
стекольщик.)
Работа по подгруппам.
Дети делятся на подгруппы по карточкам, которые прикреплены на стульях (соломинка, веточка, камень).
– Сейчас поиграем в игру. Для этого нужно разделиться на команды. Посмотрите на спинку стула сзади. Те, у кого нарисована соломинка – команда Ниф-Нифа. Те, у кого – веточка – команда Нуф-Нуфа, а у кого камень – Наф-Нафа.
Игра “Угадай” – Пантомима.
– Одна команда выйдет в приемную и загадает профессию человека, который работает на стройке. Потом нам покажут, а мы будем отгадывать.
– Где мы были – мы не скажем, а что видели – покажем.
Пальчиковая гимнастика “В домике” Т.А.Ткаченко.
– Мы тоже можем побыть с вами строителями. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5
В домик спрятались опять.
Игра “Волшебный мешочек”.
– Доставайте по одному предмету. (Достают из мешочка материал – бумага, дерево, пластмасса.)
Упражнение “Строим дом”.
– Подходите к столам, на которых лежит такой же материал, как и у вас. Стройте свои домики из подготовленных материалов. (Строят домики.)
Спросить по одному ребенку у каждого стола.
– Из какого материала ты построил дом? (Из бумаги, пластмассы, дерева.) Если дом из бумаги, то он какой? (Бумажный.)
Упражнение в составлении предложений по сюжетным картинкам.
На доске – сюжетные картинки.
– Это мы с вами строили необычные дома, а чтобы построить настоящий дом – люди каких профессий нужны? Называйте профессию и составляйте предложение по картинке (Дети составляют предложения по сюжетным картинкам).
3. Подведение итогов.
– Чему мы учились сегодня с поросятами?
– Какое настроение у вас сейчас? Выберите соответствующего человечка и покажите
гостям (Дети выбирают пиктограммы, соответствующие настроению.)