Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей;
- закреплять умения производить звуко-слоговой анализ слова ЗАМОК;
- закреплять навык чтения слов и предложений с изученными буквами;
- продолжать учить составлять предложения с предлогами;
- автоматизировать звуки [з], [з'] в предложениях, спонтанной речи;
- продолжать учить детей определять местоположение звуков в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;
- формировать мелкую моторику средствами самомассажа;
- способствовать развитию памяти, мышления, связной речи, воображения.
Коррекционно-воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
- воспитывать умение быть доброжелательными, вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
Оборудование.
Демонстрационный материал: Запись медленной, плавной музыки – полета для
аутотренинга, ковер-самолет, музыка П. Чайковского “Сладкая греза”, звон
колоколов. Изображения: Белоснежка, Мудрый гном, Фея звуков, Гном-стражник,
золотой гребешок, золотые бусы, волшебное зеркало, ларец, шкатулка, сундучок,
замок, замок, черный кот, горы, дремучий лес, Звукоград. Сундучок. Карточки для
определения местонахождения звука в слове, пеналы с символами звуков. Тетради,
ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Логопед: Посмотрите, ребята, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними, друг с другом и с тем, что нас окружает.
– Здравствуйте!
– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)
– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)
– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)
– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)
– Вместе мы в кругу опять.
(Звучит музыка П. Чайковского “Сладкая греза”.)
Логопед: У меня хорошее настроение, а у вас? Сегодня мы постараемся сделать так, чтобы настроение у вас стало просто замечательным.
Самомассаж лица, ушей, рук, ног.
Логопед: – Давайте разбудим наши глазки, ушки, ручки, ножки.
– Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Логопед: Почувствуйте себя теплыми солнечными лучиками.
Возьмитесь за руки. У нас получилось маленькое солнышко и мы посылаем тепло своих душ всем друзьям, родным, нашим гостям.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, у нас сегодня в гостях МУДРЫЙ ГНОМ.
Он прибыл к нам по просьбе Феи Звуков из Звукограда с известием о том, что в их городе случилась беда. Злая волшебница Бастинда заколдовала и спрятала красавицу Белоснежку. Мудрый гном пришел к вам, потому что вы умники и умницы. Ребята, Вы поможете спасти Белоснежку?
– Для того, чтобы расколдовать Белоснежку, нужно добыть волшебные предметы – волшебное зеркальце, золотой гребешок и золотые бусы. Все эти предметы позволят разрушить чары злой волшебницы Бастинды.
Аутотренинг (спокойная музыка).
– Ну, что оправляемся в город звуков на ковре-самолете. Закройте глазки.
Определите местоположения звуков [З], [З'] в словах.
1, 2, 3, 4, 5 – в Звукограде мы опять.
– Перед нами стражник, он пропустит нас, если вы правильно произнесете пароль и угадаете логин: пароль – ЗОЛОТО, ГРОЗА, ЗЕМЛЯ, ОЗЕРО.
Логопед: Какой одинаковый звук в этих словах?
(Определить место звуков [з], [з'] в данных словах.)
– Молодцы! Пропустил нас стражник.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Фея звуков.)
– Фея сможет помочь вам отыскать то место, где находится золотой гребешок, если вы все расскажите про звуки [з], [з'].
Характеристика звуков [З], [З'].
– Что вы знаете о звуке [З], какой он? (согл., зв., тв.)
– А теперь расскажите о звуке [з'], какой он? (согл., зв., мяг.)
– Почему эти звуки согласные? Что происходит с язычком, когда мы их произносим?
Почему звонкие?
– Обрадовались звуки, что вы все о них знаете и запели веселую песенку:
ЗА – ЗУ – ЗО, ЗЯ – ЗЮ – ЗЕ, ЗУ – ЗО – ЗИ – ЗЕ, ЗЯ – ЗЮ – ЗО – ЗУ
Звуко-слоголвый анализ слова “Замок”.
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием. А вот и ларец, а в нем заветный золотой гребешок. Но вот беда, что-то мешает открыть ларец. Что же это? (ЗАМОК) Что такое ЗАМОК? (Приспособление для запирания чего-то на ключ, закрыть что-то на замок.)
– Фея говорит, чтобы открыть замок, нужно разгадать само слово.
– Ребята, посмотрите, появилась какая-то линия. Что бы это значило?
_________ (Это слово) Как можно разделить слова? (В тетрадях.)
___ ____ (На части, на слоги)
– Сколько слогов в этом слове? (2)
– Какой первый слог? Второй?
– Какой слог ударный, произносится с наибольшей силой? (2)
– А теперь поменяйте ударение, перенесите на первый слог. Какое слово стало? Что
такое ЗАМОК? (Огромный дом, дворец.) Видите, ребята, как от постановки
ударения меняется смысл слова.
– Сколько всего звуков? Сколько всего гласных, назовите их. Сколько согласных?
– Какой первый звук в этом слове, каким цветом мы его обозначим, почему, какой
второй и т. д.
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданиями – ларец наш открылся, а вот и золотой гребешок.
Ну, что пойдем дальше…
Физкультминутка.
– По тропинке шли мы, шли, к густому лесу подошли.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер взбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – руки сложили назад.
Анализ предложения.
– Ребята, дальше мы по тропинке идти не сможем. Злая волшебница Бастинда засыпала тропинку ветками и посадила Кота Зураба охранять этот завал. Кот Зураб откроет проход в том случае, если вы “почините” предложения, в котором он съел предлоги, маленькие слова.
Золушка приехала … замок.
– Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, …, последнее?
– Почему в предложении первое слово написано с большой буквой? Что означает
точка?
– Ну, ребята, молодцы! Вместо веток появилась шкатулка.
А что же в ней? (Золотые бусы.)
Игра “Угадай слово”.
– Дальше трудно нам идти, горы возникли у нас на пути. А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи.
Горы исчезнут, если вы угадаете слово, которое рассыпалось на части.
КА – ЗЕР – ЛО (зеркало)
– Горы исчезли, а вот и сундучок.
– Молодцы ребята, смогли отыскать сундучок, но вот беда, этот сундучок не
открывается. Если вы сможете расшифровать по первым буквам слово, то сундучок
откроется и появится Белоснежка.
Игра “Шифровальщик”.
ЗАЙКА, ОСЛИК, НАТА, ТОМ (зонт)
– Молодцы! Волшебный сундучок открылся. А что же в нем? (Заветное волшебное зеркальце.)
III. Заключительная часть.
– Ребята, что это за странные звуки? (Звон колоколов) Что за радостное
событие произошло в городе звуков? Умницы и умники, вы помогли жителям города
найти и расколдовать от злых чар принцессу Белоснежку. А вот и сама Белоснежка,
а рядом с ней Мудрый гном и фея звуков.
– Фея звуков говорит вам большое спасибо, и хочет вас в знак благодарности
угостить… (угощение).