Активизация познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


“….без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мире
знаний и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока”.
Ш. А. Амонашвили.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1–4-е классы) и определяется важнейшим обстоятельством жизни ребенка – его поступлением в школу. С приходом ребенка в школу, ведущим видом деятельности становится учеба. Но наряду с учением важное место в развитии ребенка в этом возрасте занимает игра. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. Игра – это “дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. 

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: “ Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. О. С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.
Игровые ситуации используются главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи. Отдельные игровые элементы включаются как надежные стимулы интереса к учению, выполнению конкретного учебного задания. 

Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Но ценность дидактической игры необходимо определять не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а надо учитывать, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. 

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера, сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. 

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. 

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Существенный признак игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Структурные компоненты игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Элементом дидактической игры являются правила. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Для игр с правилами характерна постановка конкретной задачи. Большую группу такого рода игр составляют подвижные игры. Д. Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр:

  • имитационно – процессуальные игры и элементарные игры – упражнения с предметами;
  • драматизированные игры по определенному сюжету;
  • сюжетные игры с несложными правилами;
  • игры с правилами без сюжета;
  • спортивные игры и игры – упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические. Сущность которых заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные в занимательной и игровой форме. Цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру в настоящее время педагоги используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Игры с правилами развивают волю ребенка, так как, чтобы выполнить правила, необходимо иметь не малую выдержку.

Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижения учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры – занятия, игры – упражнения. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развиваю цвета, величины, формы. Настольно – печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики. В группу словесных игр входит большое количество народных игр, развивающих внимание, сообразительность, быстроту реакции, связанную речь. Значит, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать игру, нужную именно для данного урока, или этапа урока? Эти и многие другие проблемы решить не так-то просто. В процессе работы иногда допускаются неточности, например, чрезмерное насыщение урока играми, чистая развлекательность, отягощенность некоторых игр подготовительной работой. Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогала достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным.

Целесообразно продумать и поэтапное их распределение:

  • в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка;
  • в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы;
  • в конце урока может носить поисковый характер.

Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она проводиться. Нельзя забывать и о физкультминутках, которые должны быть как бы продолжением игры на уроке или даже ее части. Физкультминутки желательно проводить с учетом темы урока и игры, используемой на данном уроке. Существенным моментом педагогического руководства игровой деятельностью является взаимодействие учителя с родителями. От отношения родителей к детским играм многое зависит в отношении к игре самих детей. Но самое главное, учителю надо так организовать игровую деятельность ребенка в школе, чтобы организация и проведение домашних игр ничем не отличалось от классных. Сложность руководства игрой состоит в том, что игра является свободной деятельностью детей.

Учителю важно сохранить эту непринужденность и свободу.

Результативное общение педагога с детьми во время игры возникает тогда, когда взрослый принимает на себя одну из ролей, обращается к детям через свою роль. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Следовательно, дидактическая игра– доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагога самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Каждый раз, когда речь заходит об игре как о средстве обучения перед учителем, опять– таки нередко встает ряд не решенных проблем. Научившись легко их преодолевать, учитель и дети будут получать удовлетворение там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь игра – это удивительный, интересный увлекательный и совсем не скучный мир. Об игре можно говорить, и говорить. Но можно сказать точно одно: “ Игра – это прогрессивное средство в процессе обучения”.