Актуализация.
“Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы и бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, желание открыть для себя этот загадочный мир.
Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ею явлений и законов, созвучий и ритмов, и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становиться в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень
Образование сегодня должно, заботится о создании и сохранении пространства детства, как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому больше внимания должно уделяться наблюдениям и экспериментам с объектами живой и неживой природы.
Отличительная особенность данной программы заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Краснодарского края, на основе ценностного подхода к пониманию природы, человека. Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие самоценности природы, человека, культуры через интеграцию видов детской деятельности, средств познания, дающих возможность ребенку раскрыть “тайны” природы и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней. Еще отличительной особенностью данной программы является наличие в ней проекта “Экологическая тропа”. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
“Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном, и
нравственном уровне, в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел”.
К.Е.Тимирязев
Дети очень любят экспериментировать, и это соответствует их возрастным особенностям. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.
В период дошкольного детства закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, и поэтому работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективой.
Общение детей с природой, знакомство с природными явлениями, с многообразием растительного и животного мира Кубани – серьезная база для развития познавательных возможностей детей в области экологии и воспитания гуманного отношения к природе.
Цель:
- Обогащать и систематизировать экологические знания у детей старшего возраста на объектах ближайшего природного окружения.
Задачи:
- Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и климатических особенностях Кубани.
- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
- Развивать интерес к миру природы, желание познавать его путем поисково-экспериментальной деятельности.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного отношения с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Участники программы: дети подготовительной группы.
Сроки работы: с сентября 2012 г. по май 2013 уч. года.
Учебно-тематический план.
№ | Интеграция, технологии, вид деятельности | Тема, материал | Задачи: | Итог |
1. | ОО “Познание” ОО “Коммуникация” – коммуникативное общение, НОД |
“Экологическая тропа” Материал: письма от сказочного героя |
*Учить различать знакомые деревья по листьям,
плодам, коре. * Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают. *Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому. *Обогащать и активизировать словарь. |
Конспект НОД. |
2. | ОО “Познание”, ОО “Художественная литература” – коммуникативное общение – серия наблюдений за птицами, | “Перелетные и зимующие птицы Кубани” Материал: кормушка |
*Расширять представление о зимующих и перелетных
птицах: их повадки, пищевые пристрастия, образ жизни. *Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, на основе закономерностей в природных явлениях (смена времен года). *Развивать логическое мышление, умение наблюдать за живым объектом. *Воспитывать бережное отношение к пернатым. |
Альбом “Птицы”. |
3. | ОО “Познание” ОО “Коммуникация” – проблемная ситуация – технология имитационного моделирования. |
“Кто сажает лес?” Материал: семена растений, карточки деревьев. |
*Дать представление о приспособленности растений к
распространению (колючки, липучки, яркие плоды, твердая скорлупа, форма
в виде вертушки). *Познакомить с понятием “этажи леса”. *Развивать умение устанавливать опытным путем способы распространения семян. *Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
Опыт “Как распространяются семена растений. |
4. | ОО “Познание” ОО “Коммуникация”, ОО “Социализация” – ситуативная беседа – технология сотрудничества. |
“Какие растения растут в нашем лесу?” | *Закрепить представление о растениях ближайшего
окружения. *Развивать умение узнавать и называть растение по плодам, форме листьев, стволу. *Воспитывать желание знакомиться с информацией о растительном мире Кубани. |
Д/игра “Что, где растет?” |
5. | ОО “Познание” ОО “Художественное творчество” – серия наблюдений, – технология сотрудничества. |
“Какие насекомые живут на Кубани?” | *Познакомить детей с представителями животного мира –
насекомыми, живущими на Кубани. *Показать, как насекомые приспособились защищаться от врагов. *Развивать умение доказывать какую пользу и вред они приносят. *Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке, отражая индивидуальные особенности насекомых. |
Выставка рисунков. |
6. | ОО “Познание” | “Лекарственные растения Кубани” | *Продолжать знакомить детей с разнообразием
растительного мира Кубани, обобщать и систематизировать уже полученные
знания о растениях. *Дать понятие о “целебных” растениях и их характеристиках. *закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. *Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора и переработки. *Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Посадка растений в фитоуголке. |
7. | ОО “Коммуникация”, ОО “Познание” – беседа –размышление – технология коммуникативного общения | “Как помочь сохранить природу родного края?” | *Развивать умение рассуждать на тему охраны природы,
приводить свои доводы и отстаивать свою точку зрения. *Формировать чувство ответственности в отношении всего живого. *Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. |
Выдвижение гипотез. |
8. | ОО “Художественное творчество” ОО “Познание”, ОО“Социализация” – технология сотрудничества |
“Мой край” | *Закреплять умение рисовать сюжетный рисунок, передавая
перспективу, соотношение предметов по величине. *Закреплять умение рисовать природные объекты (растения и животных), используя различные техники (тычок, рисование концом кисти, различные виды штриховки) и материалы (акварель, гуашь, цветные карандаши), передавать форму и пропорции объектов. *Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, любовь к природе родного края. |
Выставка работ совместного творчества родителей и детей. |
9. | ОО “Познание”, ОО “Коммуникация”, ОО “Социализация” – коммуникативное общение | “Знаешь ли ты край, в котором живешь?” | *Закрепить представления детей о
растительном и животном мире Кубани. *Развивать логическое мышление, умение отвечать на проблемные вопросы. *Воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем, беречь растительный и животный мир. |
Викторина. |