Программа индивидуального педагогического развития. Тема: "Развитие ценностного отношения к природному миру Кубани в поисково-экспериментальной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуализация.

“Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы и бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, желание открыть для себя этот загадочный мир.

Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ею явлений и законов, созвучий и ритмов, и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становиться в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень

Образование сегодня должно, заботится о создании и сохранении пространства детства, как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому больше внимания должно уделяться наблюдениям и экспериментам с объектами живой и неживой природы.

Отличительная особенность данной программы заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Краснодарского края, на основе ценностного подхода к пониманию природы, человека. Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие самоценности природы, человека, культуры через интеграцию видов детской деятельности, средств познания, дающих возможность ребенку раскрыть “тайны” природы и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней. Еще отличительной особенностью данной программы является наличие в ней проекта “Экологическая тропа”. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

“Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном, и
нравственном уровне, в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел”.
К.Е.Тимирязев

Дети очень любят экспериментировать, и это соответствует их возрастным особенностям. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

В период дошкольного детства закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, и поэтому работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективой.

Общение детей с природой, знакомство с природными явлениями, с многообразием растительного и животного мира Кубани – серьезная база для развития познавательных возможностей детей в области экологии и воспитания гуманного отношения к природе.

Цель:

  • Обогащать и систематизировать экологические знания у детей старшего возраста на объектах ближайшего природного окружения.

Задачи:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и климатических особенностях Кубани.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
  • Развивать интерес к миру природы, желание познавать его путем поисково-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного отношения с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Участники программы: дети подготовительной группы.

Сроки работы: с сентября 2012 г. по май 2013 уч. года.

Учебно-тематический план.

Интеграция, технологии, вид деятельности Тема, материал Задачи: Итог
1. ОО “Познание”

ОО “Коммуникация” – коммуникативное общение, НОД

“Экологическая тропа”

Материал: письма от сказочного героя

*Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.

* Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают.

*Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому.

*Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД.
2. ОО “Познание”, ОО “Художественная литература” – коммуникативное общение – серия наблюдений за птицами, “Перелетные и зимующие птицы Кубани”

Материал: кормушка

*Расширять представление о зимующих и перелетных птицах: их повадки, пищевые пристрастия, образ жизни.

*Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, на основе закономерностей в природных явлениях (смена времен года).

*Развивать логическое мышление, умение наблюдать за живым объектом.

*Воспитывать бережное отношение к пернатым.

Альбом “Птицы”.
3. ОО “Познание”

ОО “Коммуникация”

– проблемная ситуация – технология имитационного моделирования.

“Кто сажает лес?”

Материал: семена растений, карточки деревьев.

*Дать представление о приспособленности растений к распространению (колючки, липучки, яркие плоды, твердая скорлупа, форма в виде вертушки).

*Познакомить с понятием “этажи леса”.

*Развивать умение устанавливать опытным путем способы распространения семян.

*Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Опыт “Как распространяются семена растений.
4. ОО “Познание”

ОО “Коммуникация”, ОО “Социализация” – ситуативная беседа – технология сотрудничества.

“Какие растения растут в нашем лесу?” *Закрепить представление о растениях ближайшего окружения.

*Развивать умение узнавать и называть растение по плодам, форме листьев, стволу.

*Воспитывать желание знакомиться с информацией о растительном мире Кубани.

Д/игра “Что, где растет?”
5. ОО “Познание”

ОО “Художественное творчество” – серия наблюдений, – технология сотрудничества.

“Какие насекомые живут на Кубани?” *Познакомить детей с представителями животного мира – насекомыми, живущими на Кубани.

*Показать, как насекомые приспособились защищаться от врагов.

*Развивать умение доказывать какую пользу и вред они приносят.

*Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке, отражая индивидуальные особенности насекомых.

Выставка рисунков.
6. ОО “Познание” “Лекарственные растения Кубани” *Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира Кубани, обобщать и систематизировать уже полученные знания о растениях.

*Дать понятие о “целебных” растениях и их характеристиках.

*закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

*Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора и переработки.

*Воспитывать бережное отношение к растениям.

Посадка растений в фитоуголке.
7. ОО “Коммуникация”, ОО “Познание” – беседа –размышление – технология коммуникативного общения “Как помочь сохранить природу родного края?” *Развивать умение рассуждать на тему охраны природы, приводить свои доводы и отстаивать свою точку зрения.

*Формировать чувство ответственности в отношении всего живого.

*Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Выдвижение гипотез.
8. ОО “Художественное творчество”

ОО “Познание”, ОО“Социализация” – технология сотрудничества

“Мой край” *Закреплять умение рисовать сюжетный рисунок, передавая перспективу, соотношение предметов по величине.

*Закреплять умение рисовать природные объекты (растения и животных), используя различные техники (тычок, рисование концом кисти, различные виды штриховки) и материалы (акварель, гуашь, цветные карандаши), передавать форму и пропорции объектов.

*Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, любовь к природе родного края.

Выставка работ совместного творчества родителей и детей.
9. ОО “Познание”, ОО “Коммуникация”, ОО “Социализация” – коммуникативное общение “Знаешь ли ты край, в котором живешь?” *Закрепить представления детей о растительном и животном мире Кубани.

*Развивать логическое мышление, умение отвечать на проблемные вопросы.

*Воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем, беречь растительный и животный мир.

Викторина.