Объяснительная записка.
Занятие является итоговым с целью проверки подготовки воспитанника к следующему этапу обучения – блоку “От песни к фуге”.
На этапе пройденного периода обучения закладывались основы последующего музыкального и технического развития, осуществлялось знакомство в общих чертах с принципами звуковысотной, ритмической и структурной организации музыки, с динамикой и артикуляцией. Все это оказалось возможным, потому что двигательные задачи на этом этапе обучения были облегчены благодаря попеременной игре обеими руками и исключению аппликатурных проблем, т.к. все игралось только третьим пальцем и в основном на черных клавишах. Все песни – модели связаны между собой: вокальная партия предыдущей модели – это партия фортепиано последующей модели.
Песни выучивались с помощью нотной графики. Без знания названия нот, местонахождения их на нотном стане, но в соответствии с названием длительностей знаков-долей и пауз, понятие которых давалось на каждом занятии педагогом [3]. Песни (модели) прохлопывались и проговариварились ритмослогами “ТА-А”, равной половинной доле, “ТА” – четвертной, “ТА-А-ТА-А” – целой, “ти”, равной восьмой доле ” (соответственно каждому занятию). Затем проигрывались на инструменте
Цель: Закрепить блок “Песни (куплетная форма)” по системе музыкальных моделей”.
Задачи:
- Образовательная – проверить и закрепить на практике знания, умения, навыки, приобретенные в период изучения блока “Песни (куплетная форма).
- Развивающая – продолжить развитие образно-эмоционального восприятия музыки (раскрепостить ребенка, разбудить у него эмоциональную отзывчивость).
- Воспитательная – через повторение песен, слушание музыкальной пьесы, сказки раскрепостить ребенка, помочь ему установить непосредственную связь музыки с жизнью (любовь к людям, животным, природе) стать душевно богаче.
План проведения урока.
1. Беседа-диалог на закрепление ранее изученного материала.
2. Разминка для рук и пальцев.
3. Проигрывание песен-моделей.
4. Физкультминутка “Шалтай-болтай”.
5. Проигрывание песен-моделей.
6. Слушание пьесы Д. Штейбельта “Адажио”.
7. Чтение сказки “Родничок, козел и собака”.
8. Сочинение по сказке “Родничок, козел и собака”.
9. Музыкальный багаж.
10. Подведение итогов.
Ход урока
1. Беседа-диалог на закрепление ранее изученного материала.
Вопросы для обсуждения.
Кто изобрел инструмент фортепиано и в каком году?
Что представляет собой клавиатура, сколько на ней регистров, октав (название регистров, октав, показ их на инструменте)?
Какие бывают звуки (характеристика)?
Какие бывают знаки альтерации.
Назови интервалы, звукоряд и его виды, главные ступени.
Какие бывают темпы.
Чем отличаются мажорный от минорного лада. Расскажи об их построении.
2. Разминка для рук и пальцев.
Прежде чем ребенок начнет играть на инструменте, педагог просит подготовить руки, свое тело с помощью упражнений [4] (вместе с педагогом ребенок выполняет их, затем садится за инструмент, а педагог напоминает о правильной посадке за фортепиано и предлагает еще несколько упражнений для разминки пальчиков [3]).
3. Проигрывание песен-моделей.
Играются “Песни-модели” [1], [2], нотное приложение.
В модели 1 (Приложение 1) – “Колыбельная мелодия” ребенку предлагается прокомментировать размер, такт, тактовую черту, половинную долю и паузу, в каком темпе исполняется песня.
В модели 2 (Приложение 2) появляется текст и называется она – “Колыбельная песня”. Исполняется четвертыми долями вместо половинных долей, т.е. модель 1 видоизменилась и превратилась в песню-куплет со словами, акцентами, динамическими оттенками, четвертыми паузами (педагог задает вопросы о мотиве, фразе, предложении). Пьеса исполняется non legato (не связно) в спокойном темпе.
Далее педагог предлагает сыграть эту пьесу в ансамбле с педагогом.
Затем ребенок поет модель 2 и аккомпанирует себе моделью 2. Педагог напоминает ребенку об акцентировании слов и динамических оттенках, чтобы динамика вокальной и фортепьянной партии совпала.
4. Физкультминутка “Шалтай-болтай”.
Шалтай-Болтай сидел на стене. (Руки в стороны, кисти висят свободно, согнуть руки в локтях, кисти висят свободно..
Шалтай-Болтай свалился во сне (полное расслабление тела).
5. Проигрывание песен-моделей.
Модель 3 (Приложение 3) – песня “Баю-Бай” (ребенок объясняет, что песня написана половинными долями, темп ANDANTE-спокойно, в окончании целая доля). Исполняет модель 3 (песню “Баю-бай”) под аккомпанемент модели 2 (“Колыбельной песни”). Важно напомнить ребенку, что все опорные звуки в песне “Баю-Бай” соподчинены по громкости.
Модель 4 (Приложение 4) – “Дедушка” (вопросы к темпу “ andantino”, по звукоизвлечению “staccato”). Исполняется песня “Дедушка” под аккомпанемент песни “Баю-Бай” затем в ансамбле с педагогом.
Модель 5 (Приложение 5) – “Ой, ты, тетенька Настасья”. Ребенок объясняет, что эта модель исполняется короткими долями — восьмыми (педагог спрашивает, в каком темпе исполняется, каким штрихом, какими оттенками; предлагает сыграть на белых клавишах, так как все предыдущие модели игрались на черных клавишах, для удобства работы над постановкой пальцев). После этого педагог дает задание сыграть в другом ладу от клавиши “ЛЯ” (важно акцентировать внимание ребенка, что все предыдущие пьесы исполнялись в мажорном ладу). Ребенок попутно объясняет, как строится мажорный и минорный звукоряд. По заданию педагога он строит на клавиатуре минорный звукоряд от предлагаемой клавиши.
6. Слушание пьесы Д. Штейбельта “Адажио”.
Педагог предлагает прослушать пьесу Д. Штейбельта “Адажио” [4]. Беседует с воспитанником о характере прослушанной им пьесы.
Вопросы для обсуждения:
– Какие чувства вызывает пьеса?
– В каком ладу она написана?
– Есть ли ладовое изменение в середине пьесы и если есть, какие эмоции вызвало
это изменение? Для сравнения педагог проигрывает еще раз начало пьесы и
середину.
7. Чтение сказки “Родничок, козел и собака”. [5]
Вопросы для обсуждения:
– Кто из сказочных героев тебе понравился? Почему?
– Кто в сказке оказался самым злым? А кто в ней самый добрый персонаж?
– Кто принес радость природе, людям, вернув к жизни родничок?
8. Сочинение по сказке “Родничок, козел и собака”.
Воспитаннику предлагается передать музыкальными звуками характеры персонажей сказки “Родничок, козел и собака”, используя все регистры и динамические оттенки.
9. Музыкальный багаж (игра в ансамбле с педагогом [4]).
10. Подведение итогов.
При подведении итогов занятия педагог может отметить положительные моменты и посоветовать над чем еще нужно поработать.
Список использованной литературы:
- А. И. Исенко. Фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых. Г. Москва. Изд-во “Голос”. 1994.
- А. И. Исенко. Школа игры на фортепиано .Москва.: Изд-во “Форум”. 2007.
- Л. Баренбойм, Н. Перунова. Путь к музыке. Ленинград: Всесоюзное издательство “Советский композитор”. 1989 .
- А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва.: Изд-во “Советский композитор”. 1987.
- Е.А. Королева. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Москва.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”. 2001.