Класс: 6
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о причастии.
Ход урока
1. Работа с интерактивной доской.
2. Пунктуационный разбор предложений.
Тучи сгущались, и вскоре дождь, слегка моросивший вначале, перешел в грозовой ливень, ломаные молнии безжалостно впились в покатую твердь огромного неба.
Листики, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.
3. Употребление причастий в речи.
Учитель раздает задание-карточку № 1.
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Карточка № 1.
Орфоэпические нормы.
1. Расставьте ударение в словах.
Держащий, дышащий, топящий, могущий, лечащий, учащий, несущий, любящий, копящий, уносящий, рубящий, судящий, служащий, давящий, терпящий, ленящийся
2. Образуйте краткие страдательные причастия по образцу, обозначьте ударение.
Образец: взятый – взят, взято, взяты, взята.
Занятый, понятый, принятый, снятый, начатый, созданный.
Грамматические нормы.
- Найдите причастия. Употребляются ли в современном русском языке эти формы причастий? Исправьте допущенные ошибки.
- Большая щука была совершенно здорова и даже не оцараплена.
- Жил он в большом, довольно неряшливо содержанном доме.
- Я большей частью читал книги, братые у товарища.
- Внес вчера наколонные дрова и затопил.
- А мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам с упадшими желтыми листьями.
Лексические нормы.
Почему так говорить и писать не рекомендуется? Исправьте предложения.
- Не бойтесь: у меня собака привязанная.
- Что же ты так долого? Обед у меня уже сваренный.
- У тебя печка истопленная?
- Она у нас на всех обиженная.
- На людях и на животных была написанная скука.
- Оба берега залитые ярким светом.
- Поверхность реки взбудораженная.