В документах “Приоритетные направления развития образования в России” и городской целевой Программе “Развитие образования в городе Москве в 2012-2016 гг. Столичное образование” особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни. Гимназия № 1579 занимается вопросами здоровьесбережения более 10 лет, реализуя разработанную Программу здоровья.
Реализация любой программы начинается в первую очередь с мотивации учителей. Учитель должен понять суть программы и овладеть основными формами ее реализации. Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения детей – первоочередная задача каждого учителя. Для гимназического образования характерны повышенные учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления на уроках и его негативного последствия для здоровья детей особенно важна.
Красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:
- учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
- учет состояния здоровья детей данного класса;
- учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
- обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
- обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
- использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
- создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
- формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.. Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния их здоровья.
В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы.
Для эмоциональной разрядки подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение или песенка. Например,
Пословицы:
Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье.
Береги здоровье с молоду.
Счастливый чувствует себя на седьмом небе.
Афоризмы:
“Не пренебрегай здоровьем своего тела”.
“Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день”. Заповеди Пифагора.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” – М. Ломоносов
“Учить можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом” – А. Франс
“Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения” –
Т. Эдисон.
“Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные” – Штифель
“Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы” –
Д.Писарев
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует
свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении
цели” – А. Маркушевич.
Шутки:
“Берегите воду – она нужна как воздух!”
“Предо мной вы все равны – все способны и умны”.
Песня Владимира Высоцкого:
“Если хилый, сразу – в гроб.
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте люди обтирание”
Шуточная песня из кинофильма:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить требования СанПиН 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2011 г. № 189).
Рекомендации по учету индивидуальных психофизиологических особенностей можно найти в методическом пособии “Технологии обучения, способствующие укреплению здоровья детей в современной школе”. В книге Н.К. Смирнова “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” подробно описываются здоровьесберегающие элементы, которые следует использовать на уроке.
В качестве примера такой организации урока, в ходе которой используются элементы здоровьесбережения, приводим разработку урока по теме “Проценты”.
Тема урока: “Решение задач на проценты”.
Цели урока:
1. Образовательная цель для шестиклассников: научить решать задачи по теме
“Проценты”.
2. Воспитательная цель: воспитывать навыки делового сотрудничества, умение
красиво оформлять решение задач.
3. Развивающая цель: умение анализировать, делать выводы, умение применить
изученный материал на практике.
Этап 0. Организационный момент. Время – 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Методы и формы деятельности учителя.
– проверить наличие учебников,
– проверить наличие калькуляторов,
– проверить гигиенические условия в классе.
Виды деятельности учащихся. Учащиеся готовятся к уроку.
Приемы здоровьесбережения: проверить гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещенность класса и т.д.
Этап 1. Постановка целей урока. Время – 1 мин.
Цель этапа: мотивация учащихся на изучение нового материала.
Методы и формы деятельности учителя. Устное сообщение учителя цели урока “Научиться решать задачи на проценты”. Важно подчеркнуть практическую значимость темы.
Виды деятельности учащихся. Запись темы в тетрадь.
Приемы здоровьесбережения: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.
Этап 2. Повторение материала предыдущих уроков. Время – 5 мин.
Цель этапа: подготовка к основному этапу занятий.
Методы и формы деятельности учителя. Аудиовизуальный метод (сочетание словесного и наглядного).
На экране мультимедийной установки презентация.
1. Определение обыкновенной дроби.
Числитель 2 (взяли).
Знаменатель 3 (разделили).
Черту дроби понимают как знак деления. = 2 : 3
2. Процент это сотая часть числа.
1% = 0,01; 5% = 0,05; 1,7% = 0,017
Чтобы проценты записать в виде обыкновенной дроби, надо число процентов разделить на 100 и отбросить знак %.
Примеры: 150% = 1,5; 100% =1; 20% = 0,2.
Чтобы выразить обыкновенную дробь в процентах, надо умножить ее на 100 и приписать знак %.
Примеры: 0.75 100% = 75 %; 0,08 100% = 8 %.
Виды деятельности учащихся. Умение слушать объяснение учителя
Приемы здоровьесбережения:
– технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими
требованиями;
– выработка внешней мотивации учащихся: радость от активности во время
фронтальной работы.
Этап 3. Выполнение упражнений на повторенный материал. Время – 7 мин.
Цель этапа: актуализация опорных знаний и умений.
Методы и формы деятельности учителя. Коллективный контроль и самоконтроль знаний.
Работа в рабочих тетрадях. Задание: выразить данные числа в виде процентов и записать данное количество процентов в виде обыкновенной дроби.
1 . Вырази в процентах числа:
0,11 = _____%; 0,02= _____%; 5 = _____%; 0,2 = _____%; 0,086 = _____%; 1,71 = _____%;
0,376 = _____%; 4,502 = _____%; 3,5 = _____%; 2,042 = _____%.
2. Представь в виде десятичных дробей:
300 % = _____; 25 % = _____; 10 % = _____; 42 % = _____; 16 % = _____; 121 % = _____;
13,8 % = _____; 230 %= _____; 8,4 % = _____; 0,2 % = _____.
Виды деятельности учащихся. Дети проверяют свою работу сами по готовым ответам и выставляют карандашом оценку.
1. Вырази в процентах числа:
0,11 = 11%; 0,02= 2%; 5 = 500%; 0,2 = 20%; 0,086 = 8,6%; 1,71 = 171%;
0,376 = 37,6%; 4,502 = 450,2%; 3,5 = 350%; 2,042 = 204,2%.
2. Представь в виде десятичных дробей:
300 % = 3; 25 % = 0,25; 10 % = 0,1; 42 % = 0,42; 16 % = 0,16; 121 % = 1,21;
13,8 % = 0,138; 230 %= 2,3; 8,4 % = 0,084; 0,2 % = 0,002..
Приемы здоровьесбережения:
– дифференциация заданий;
– создание ситуации успеха.
Физкультминутка. Упражнения для снятия статического напряжения. Время – 2 мин.
Цель этапа: снятие статического напряжения.
Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.
1. Исходное положение: руки вдоль туловища, свободны. Делаем вращение корпусом влево и вправо, перемещая руки сначала на пояс, затем за спину, на плечи, на шею, вверх.
2. Поворот. Коснуться сзади стоящей парты.
3. Подбородок прижимаем к груди, плечи во внутрь, а затем постепенно отводим плечи назад, поднимая голову.
Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений
Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения в теле.
Этап 4. Объяснение нового материала. Время – 6 мин.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Методы и формы деятельности учителя. Контроль умения детей слушать учителя.
Привлекаем детей к активной мыслительной деятельности.
Три типа задач на проценты:
– нахождение процента от числа;
– нахождение числа по его части;
– какую часть одно число составляет от другого.
При решении задач на проценты применяют следующие правила:
1).Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь. Примеры: Найти 5% от 26. Найти 2/5 от 15.
2). Чтобы найти число по его части, надо разделить эту часть на соответствующую ей дробь. Пример: 2/5 числа равны 10. Найти число.
3). Чтобы найти, какую часть одно число составляет от другого, надо числа поделить и ответ выразить в процентах, т.е. умножить на 100 и приписать знак процента.
Пример. Какую часть составляют 16 “хорошистов” от 25 учащихся класса? (16:25) 100% = 64%
Виды деятельности учащихся. Выработка умения слушать, умения управлять своим вниманием.
Приемы здоровьесбережения:
– учитель следит за осанкой детей;
– выработка внутренней мотивации: стремления узнать новое;
– контроль правильного оформления записей в тетрадях.
Этап 5. Первичная проверка понимания нового материала. Время – 5 мин.
Цель этапа: выработка умений по применению знаний и рациональных способов решения.
Методы и формы деятельности учителя. Самостоятельное решение задач с опорой на доску.
Решение задачи на доске и в тетрадях.
1. В нашем классе 1 группу здоровья имеют 30% всех учащихся класса, 2 группу – 50% и 3 группу – 20%. Сколько учащихся составляют каждую группу, если в классе 30 учеников?
2. Калорийность школьных горячих завтраков составляет 20 % дневного суточного рациона учащихся. Каков суточный рацион учащегося, если завтрак составляет 500 ккал?
3. Величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их
возраста и учебной нагрузки таковы:
– пятиклассники – 2300 ккал в сутки,
– старшеклассники – 3000 ккал в сутки,
– в дни с уроками физической культуры или субботниками – 3400 ккал в сутки.
На сколько процентов энергозатраты старшеклассников больше, чем у пятиклассников?
На сколько процентов повышаются энергозатраты детей во время занятий спортом и физическим трудом?
Виды деятельности учащихся. Контроль выполнения работы по алгоритму.
Приемы здоровьесбережения:
– учитель следит за правильной посадкой детей во время письма, чередованием
поз ребенка в зависимости от вида работы;
– учитель после выполнения задач со здоровьесберегаюшим содержанием делает вывод
о необходимости для каждого человека здорового образа жизни;
– учитель не должен забывать о внешней мотивации учащихся через похвалу и
поддержку.
Этап 6. Показ диафильма “Умные проценты” и обсуждение его. Время – 5 мин.
Цель этапа: в увлекательной форме привести учащихся к осмыслению важнейшего понятия темы процентов.
Методы и формы деятельности учителя. Создание проблемной ситуации. Фронтальная работа. Вызвать детей на диалог. Анализ ситуации. Поиск путей решения.
Показ диафильма “Умные проценты”.
Обсуждаем диафильм. Подчеркиваем, что очень важно понимать от чего берется данное нам количество процентов.
На экране – правильное решение задачи.
Первая цена самолета – 100 бананов, это 100%
Повысилась на 10 %, т. е. стала 110%,
Новая цена – 100 1,1 = 110 (бананов) это 100%.
Понизилась на 10 %, т. е. стала 90%.
Новейшая цена – 110 0,9 = 99 (бананов).
Виды деятельности учащихся. Учащиеся вступают в диалог.
Приемы здоровьесбережения: технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями.
Физкультминутка. Упражнения для снятия напряжения глаз. Время – 1 мин.
1. Ладошки потерли друг о друга на уровне солнечного сплетения и прикладываем к закрытым глазам на одну минутку.
2. Смотрим вверх, влево, вниз, вправо.
Смотрим в верхний угол и на переносицу.
Смотрим в нижний угол и на кончик носа.
Смотрим вперед и на кончик носа.
Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.
Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений
Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения глаз.
Этап 7. Закрепление знаний, полученных на уроке. Время – 10 мин.
Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, обучение работе в группе.
Методы и формы деятельности учителя. Метод интеллектуального стимулирования (выполнение творческого практического задания). Форма: практическая работа в группах.
Задание: Нам нужно составить анализ посещаемости учащихся для школьного мониторинга по программе “Здоровье” (нужно заранее на ксероксе сделать копии страницы №86 “Сводная ведомость учета посещаемости” классных журналов различных классов).
Выпишем из классных журналов следующие данные:
– количество учащихся в классе
– количество учащихся, которые болели,
– количество не болевших учащихся,
– количество дней в триместре,
– количество пропущенных дней,
– количество дней, пропущенных по болезни.
Теперь ответим на вопросы:
– какую часть всех детей составляют не болевшие дети?
– сколько процентов составляют дети, которые болели в триместре?
– сколько процентов триместра составляют все пропущенные дни?
– сколько процентов триместра составляют дни, пропущенные по болезни?
Проверка работы групп.
Виды деятельности учащихся.
Практическая самостоятельная работа в группах, для организации которой одна пара учащихся пересаживается ко второй паре учащихся, развернув при этом свои стулья.
Приемы здоровьесбережения:
– смена позы и перемещение детей за общий стол приводит к снятию
статического напряжения и способствует профилактике гиподинамии;
– учитель подчеркивает практическую значимость работы, которую предстоит
выполнять ученикам;
– работа в группах – это деловое сотрудничество учащихся. Между группами
устанавливается небольшое соперничество, которое стимулирует необходимое
достижение результата.
Этап 8. Подведение итогов урока. Время – 1 мин.
Цель этапа: подведение итогов урока.
Методы и формы деятельности учителя.
– Учитель задает вопросы: что изучали? чему научились?
– выставление оценок,
– запись домашнего задания. Можно предложить учащимся написать сочинение по теме
“Проценты в нашей жизни”.
Виды деятельности учащихся. Учащиеся подают дневник для выставления оценок.
Приемы здоровьесбережения: выработка внешней мотивации через выставление оценок, похвалу.
Благополучно закончив урок, вспомним еще раз все приемы здоровьесбережения, которые мы можем использовать в своей педагогической деятельности.
Памятка учителю.
Приемы здоровьесбережения на уроках:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет,
доска и т.д.);
– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью
каждого 7–10 мин.);
– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. -наличие
и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения самих учеников;
– правильное применение ТСО;
– поза учащихся за партой – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток
релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек.
Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше
узнать, радость познания, интерес);
– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и
ученик-ученик;
– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– спокойное завершение урока.
Приложения к статье:
1. Презентация «Решение задач на проценты». Если презентацию использовать на уроке математики, то первый и четыре последних файла не нужны. Но они понадобятся, если показывать эту презентацию во время деловой игры с учителями.
2. Таблица, в которой отражена научно-методическая работа за последнее десятилетие по проблеме здоровьесбережения учащихся.