Цели.
1. Познакомить с историей возникновения транспорта.
2. Повторить разные виды транспорта.
3. Подвести детей к желанию создать свой вид транспорта и рассказать о нём на уроке.
4. Создать условия творческой атмосферы и желания детей участвовать в проекте.
5. Учить размышлять, прогнозировать и планировать свои действия.
6. Развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу.
7. Создать условия для самостоятельной активности и ориентирования в информационном пространстве.
Оборудование: игрушечный транспорт, презентация “Транспорт”, учебник “Окружающий мир” 3 класс, 1 часть, авторы А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая (Перспектива) и рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
- Ребята, посмотрите на мой стол и скажите, как назвать одним словом то, что вы здесь видите? (Игрушечный транспорт)
- Как вы думаете, зачем я попросила вас принести его на урок? (Мы сегодня будем говорить о транспорте)
- Верно, ребята, сегодняшний и следующий уроки мы посвятим транспорту. Мы создадим с вами проект своего транспорта. Но прежде чем создать что-то новое, человек обязательно должен изучить опыт предыдущих поколений. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, чтобы не изобретать второй раз колесо. Проект наш будет называться “Любознательный пассажир”
- Ребята – вы все проектная группа, а я – руководитель проекта. (Слайд 1. Презентация)
- Работать над проектом мы будем поэтапно. Вот план. (Слайд 2)
Сегодня мы разберём первые два пункта плана, над третьим вы поработаете дома самостоятельно, а на следующем уроке у нас пройдёт презентация – защита ваших проектов.
- Ребята, как к руководителю проекта, вы можете обращаться ко мне за советом и любой помощью по созданию своего проекта.
II. Работа над началом проекта.
1) - Всё о чём мы с вами только что говорили, я сформулировала в задачи нашего проекта, давайте прочитаем их. (Слайд 3)
- Скажите, зачем человек изобрёл транспорт? (Чтобы быстрее передвигаться, легче перевозить грузы)
- А где впервые мы встречаемся с мечтой человека быстрее передвигаться? (В сказках)
- Молодцы, давайте приведём примеры сказочных транспортных средств. (Ступа, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы) (Показ слайдов 4, 5, 6, 7)
2) - А теперь, чтобы удобнее было работать над изучением нового, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать только один вид транспорта, а потом мы выслушаем выступления представителей каждой группы. I колонка будет изучать сухопутный транспорт, II – водный транспорт, а III колонка – воздушный.
- Откройте учебники на странице 36 – I гр., 37 – II гр., 38 – III гр. и внимательно изучите то, что относится к вашему виду транспорта.
(Дети самостоятельно знакомятся с текстом учебника)
3) - Рассказы детей о прочитанном.
(Один рассказывает, а остальные из группы дополняют его ответ.)
- В помощь каждой группе я подготовила слайды. Вы можете ими воспользоваться в своём рассказе. (Во время рассказа детей, мы рассматриваем старинный транспорт и современный, а также повторяем его виды по назначению)
I группа – слайды 8–15.
II группа – слайды 16, 17, 18.
III группа – слайды 19–24.
4) Рассказ учителя о новых поездах метро в Москве. (Слайды 25, 26)
- Как вы думаете, зачем созданы такие поезда? Нравится ли вам такая идея? Хотели бы вы создать свой транспорт для любознательных пассажиров?
5) - Давайте спланируем вашу деятельность над этим проектом и запишем план на листе, который лежит у вас на краю парты.
1. Название проекта – “Любознательный пассажир”
2. Выбрать вид транспортного средства.
3. Подумать над информацией, с которой будете знакомить пассажиров.
4. Подумать и решить каким будет оформление.
5. Оформить свой проект на бумаге.
6. Составить рассказ-экскурсию по своему транспортному средству.
7. Защитить свой проект в классе.
III. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем понравилось заниматься?
- Как оцените свою работу?
- Мы познакомились со старинными видами транспорта. Да. Нет.
- Мы повторили разные виды современного транспорта по назначению. Да. Нет.
- Мы захотели создать свой проект транспорта для любознательных. Да. Нет.
- Мы точно определили задачи нашего проекта. Да. Нет.
- Мы правильно спланировали свою работу над проектом. Да. Нет.
- Мы молодцы. Да. Нет.
IV. Домашнее задание.
1. Выполнить задания № 1, 2 в рабочей тетради на с. 28.
2. Создать свой проект транспортного средства для любознательного пассажира и подготовиться к его защите.
Р.S. На следующем уроке дети защищают свои проекты и выбирают наиболее понравившиеся.
Эти проекты я позже добавила в свою презентацию, чтобы показать полную картину по созданию проекта (Слайды 27–30).