Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся на уроках физики средствами ТРИЗ-технологии

Разделы: Физика


Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Приходя на урок, хочется, чтобы  ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали.

Мне, как молодому специалисту, во время становления моей педагогической деятельности необходимо было, в первую очередь, заинтересовать учащихся, показать, что физика – это наука, которая вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, оказывает влияния на многие сферы человеческой деятельности, помогает определиться с выбором профессии. Всё это, относится к формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций, созданию условий “включения” в активный процесс познания предмета. Мне удаётся этого достичь путём использования средств ТРИЗ - технологии.

Содержание программы по физике, построенной с учётом методов ТРИЗ, не просто ставит перед учащимися проблемы, но и предлагает конструктивные пути их решения, способствует лучшему усвоению учебного материала и развивает творческую активность.

Применение на уроках методов, приёмов и стратегий ТРИЗ-технологии, позволяет воспитывать у детей, правильное отношение к окружающему миру, развивать память, логику, внимание, самостоятельность, повышают уровень общей образованности учащихся, формирует положительное отношение к учебному предмету. А это является главным, так как в совокупности всё это, составляет учебно-познавательную компетенцию.

Для формирования учебно-познавательной компетенции необходима специальная организация учебного процесса. Целесообразно спланировать, где, на каком этапе обучения имеется возможность начать формирование компетенции, на протяжении, какого времени их отрабатывать, где осуществлять контроль и коррекцию. Важно, также учитывать возрастные особенности развития школьников. Подобранные, с учетом возраста и способностей учеников, задания вызывают интерес у школьников и являются хорошим стимулом для мотивации изучения соответствующего предмета, повышают уровень результатов слабоподготовленных детей. В этом случае процесс предстаёт в динамике, и становиться ясным конечный результат.

Основу содержания моей деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

На каждом этапе я применяю конкретные методы ТРИЗ – технологии, которые помогаю формированию конкретной составляющей учебно-познавательной компетенции. Система приёмов и методов ТРИЗ – технологии для работы на уроках физики представлена в Приложении 1.

Этап целеполагания занимает ведущее место не только в структуре традиционного урока, но и в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективными приемами для моих уроков являются решение открытых задач и создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение и ставить учебную задачу в соответствии с его собственными и намерениями. В этом мне помогает метод мозгового штурма.

Целенаправленная системная работа в данном направлении даёт результат – 69% моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности, пояснять её и формулировать задачи для её достижения.

Вторым этапом методической структуры компетентностного урока является самостоятельная продуктивная деятельность. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, её можно называть продуктивной, так как результат её, продукт, лично созданный учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы. В обучении физики я предлагаю в основном следующие: учебник; справочную, энциклопедическую и научно-популярную литературу; электронный учебник или презентацию к уроку; физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой); учебно-документальное видео; интерактивные модели физических процессов и явлений. Чем больше возможности физического кабинета, его оснащенность, тем эффективней условия организации образовательной деятельности ученика.

Важным моментом в моей подготовительной работе к уроку, является отбор материалов для самостоятельного овладения учащимися темы. Правильно подобранные задания формируют у детей умения работать с различными источниками информации, активизируют познавательную деятельность ребят. В своей работе в качестве таких материалов использую:

  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучение явлений, законов, теорий, физических величин, физических приборов; анализ графиков функциональной зависимости, таблиц.
  • Памятки - инструкции, карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
  • Модели и имитации изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений; дидактические тексты, выписки из научно-популярных журналов, видеоролики.
  • Задания различного уровня сложности, задания с проблемными вопросами, задания на развитие воображения и творчества, экспериментальные задания, тесты с возможностью самоконтроля.
  • Справочные материалы: лабораторное оборудование, таблицы, схемы.

Особенностью организации работы учащихся на данном этапе урока является использование различных приёмов и методов ТРИЗ-технологии. Например, приём системного оператора помогает учащимся планировать свою деятельность на уроке, находить верное решение проблемы. Метод выявления противоречий и приемы их разрешения учат детей грамотно задавать вопросы, отыскивать причины физических явлений, сравнивать, находить несколько правильных решений задачи. Все представленные в приложении 1, методы и приёмы способствуют формированию экспериментальных умений, самостоятельности, помогают ученикам находить творческие и нестандартные подходы в решении задач.

Выстраивая, таким образом, работу на данном этапе урока я формирую у учащихся в первую очередь умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели. Мониторинг учебно-организационных умений, осуществляемый мной на уроках физики, показывает, что в среднем 43% учащихся владеют организационными умениями планировать свою деятельность и достигают поставленной цели (“стратеги”), 31% - умеют планировать свою деятельность, но испытывают некоторые трудности в достижении поставленной цели (“мыслители”), 26% - ведомые “исполнители”.

Последним этапом методической структуры моего урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    2. Рефлексия деятельности;
    3. Рефлексия содержания учебного материала;
    4. Итоговая рефлексия урока.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Здесь я применяю разнообразные приёмы “Мордашки”, “Светофор”, “Картинки нашего настроения”. Для старших ребят провожу анкеты, в которой им предстоит отвечать на вопросы: Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности применяю на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Эффективными приёмами и методами для проведения данных видов рефлексии я считаю: приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, метод контрольных вопросов, мозгового штурма, синектики.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для подведения итогов урока я часто пользуюсь приёмом “Лестница успеха”, где учащиеся подписывают своё имя на соответственные ступени лестницы, затем ластиком стирают область под лестницей и узнают свою оценку. Также использую приём “Резюме”, которое составляется на основе поставленных вопросов, ответы учащихся отражают отношение к уроку, учебному предмету, учителю.

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу.

За три года своей работы, мной были проведены диагностики, которые показали что, большинство учащихся понимают суть и значение физики, этот предмет им интересен, и они с удовольствием работают на уроках. На занятиях ребята убеждаются в том, что использование физических явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. Что основой производства и совершенствования быта служит фактор физических знаний, что физика нужна людям многих профессий.

А для себя я сделала вывод: все приемы и методы ТРИЗ позволяют найти новые идеи и в уже знакомом, найти необычное и неизведанное, сделать свое маленькое открытие, порой незакономерное и нестандартное. А это в наше время очень важно!