Цель: научить детей создавать куклу в технике папье-маше на основе простого каркаса в характере современного декоративного искусства.
Задачи.
1. Ознакомить детей с техникой папье-маше через индивидуальную работу на основе простого каркаса.
2. Обучить детей технологии лепки из бумажной массы, закрепить умения оформления и умения декорировать готовый образ.
3. Развивать творческую индивидуальность и воображение детей.
4. Воспитать трудолюбие, аккуратность, активность и самостоятельность.
Ожидаемый результат: Создание готового образа в технике папье-маше в соответствии с технологичными картами образцами, проработка мелких деталей.
Инструменты и материалы: Стеки; клей; газета, туалетная бумага; фольга, проволока, наждачная бумага, шпаклевка, белая акриловая краска, гуашь, кисти № 4, №1 (белка, щетина). Различный материал для декорирования (ткань для крыльев (бинт или марля, кружево или тюль), нитки для волос).
Зрительный ряд: Образцы готовых кукол, наглядные пособия, репродукции кукол.
Методы и приемы.
Словесные методы: Беседа, диалог.
Наглядные методы: показ репродукций кукол Европейских стран и России.
технологические карты по выполнению кукол на различных каркасах.
Практические методы: выполнение куклы в технике папье-маше на основе конусообразном каркасе.
Предварительная работа.
Разработка эскиза будущей куклы.
Подготовка бумажного конусного каркаса.
Межпредметные связи: рисунок, композиция, скульптура.
Задание: Выполнение куклы на основе конусообразного каркаса.
Структура и моделирование урока
Вводная часть
Беседа – экскурс в историю создания кукол из папье-маше и современных авторских кукол.
Основные технологии создания массы папье-маше для кукол, их виды.
Демонстрация иллюстраций авторских кукол, детских работ, выполненных в технике папье-маше.
Основная часть
Объяснение технологии выполнения различных каркасов для кукол:
Простой (бумага, фольга, бутылка).
Сложный (проволока, текстиль).
Показ поэтапного создания куклы (совместно с детьми).
Самостоятельная работа с применением простого каркаса и использованием эскиза куклы.
Пояснения, индивидуальная работа.
Заключительная часть
Анализ единой художественной деятельности учителя и учеников по освоению техники работы в материале, поиску выразительности в задуманном образе.
Экспозиция детских работ – выставка.
Ход урока
Вводная часть
Техника папье-маше относится к старинным видам искусства. История не дает нам точного ответа, когда и кто впервые начал использовать такое сочетание материалов. Считается, что уже в средневековом Иране мастера создавали ларцы и шкатулки из папье-маше, богато декорируя их. Однако иранские изделия были очень хрупкими и недолговечными. Поэтому считается, что искусство папье-маше достигло своего расцвета именно в Европе.
В европейской культуре папье-маше связано с производством игрушек. Сначала во Франции, а затем и в Германии возникает производство кукол из папье-маше. Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших количествах. Так, немецкие кукольники отправляли во Францию головки кукол из папье-маше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и наряжали кукол в модные платья. В XVII веке в Европе было налажено массовое производство кукол. Сейчас такие куклы высоко ценятся современными коллекционерами.
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в XIX веке (Федоскино, Палех, Мстера и Холуй).
Производство папье-маше было полностью ручным и потому крайне трудоемким, делящимся на несколько операций. Каждая из семей мастеров-кукольников имела свои семейные секреты.
Однако основы технологии были для всех одинаковыми. На деревянную форму (болванку) обворачивали мокрую “мягкую” бумагу. Когда она высыхала, на нее накладывали новый слой “сахарной” бумаги (переводя на современный язык, это бумага для упаковки кускового сахара). И так накладывали несколько раз. После этого тщательно высушивали.
Затем мастер острым ножом разрезал бумажную массу пополам и склеивал обе половинки с болвашки. Когда половинки высохли, их склеивают воедино, шпатлевали, грунтовали, отделывали. После этого этапа игрушка поступала в сборку.
Теперь наступала очередь женщин, которые начинали раскрашивать будущую куклу. В результате этих “премудростей” получалась готовая кукла, которую можно было одеть и украсить подобающим образом.
После октября 1917 года игрушечный кустарный промысел постепенно угасает. Пришли новые времена, и советские дети играли уже в куклы промышленного производства, сделанные на фабриках и заводах.
Всему миру известно наше народное искусство, наши народные промыслы: удивительные изделия живописной миниатюры Федоскино, Палеха, Мстеры. Шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы разнообразных форм, изготовленные талантливыми мастерами, всегда отличались не только красотой, но и авторской индивидуальностью. Но не все знают, что многие из этих предметов были изготовлены из материала папье-маше, покрытого черным лаком и создающего иллюзию деревянной поверхности.
Возродить искусство изготовления изделий из папье-маше можно и в наши дни. Конечно, необходимо знать технологию создания папье-маше и уметь использовать папье-маше на подготовленные формы. Несмотря на кажущую тонкость и непрочность бумаги, техника папье-маше придает выполненным предметам прочность и долговечность.
Сегодня папье-маше используют для создания различных изделий и кукол, которые могут украсить любой интерьер.
Вообще кукольное искусство на сегодняшний день напоминает кинематограф в начале прошлого века. Из зрелищного аттракциона он вырастал в настоящее искусство. Формировались жанры (драма, комедия, детектив, и пр.). Постепенно образовались стили, связанные с манерой того или иного режиссера, оператора и т.д. Так в наше время в кукольном искусстве наметились различные течения, появились художники, чьи имена связывают с тем или иным стилем.
Чтобы овладеть кукольным искусством в полной мере, художник должен быть, как минимум, сведущ в скульптуре, живописи, физике, материаловедении, портновском искусстве и т.д. Каждое из этих направлений включает в себя море дополнительных знаний, в которых кукольный мастер должен быть осведомлен, иначе его творения не достигают нужной гармонии и стилистики.
Становление стилей в живописи, скульптуре занимало иногда десятки и сотни лет. Российское кукольное искусство насчитывает от роду чуть больше десятилетия, что в историческом плане просто не серьезно. Именно поэтому не сформировались в искусствоведческом сознании жанры и стили для авторской куклы.
Авторская художественная кукла на данном этапе развития относится к разделу декоративно-прикладного искусства. К ней применимы все общепризнанные принципы и подходы определения того или иного стиля, и то только к какому-то элементу куклы – костюму, прическе, макияжу, общей композиции.
Основная часть
Авторская художественная кукла выполняется на основе какого-нибудь каркаса. Сегодня мы с вами попробуем создать свою авторскую куклу.
Вопрос: Как вы думаете, что означает понятие “авторская”?
Ответ: “Авторская” означает, что данная кукла сделана автором вручную.
Да, совершенно верно. Кукла может быть выполнена в единственном экземпляре или быть тиражной, но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично.
Вопрос: А “художественная кукла”?
Ответ: “Художественная кукла” означает, что данная кукла выполняет эстетическую функцию, то есть является произведением искусства.
Верно. Куклы – вещь волшебная, мистическая. Создавая ее, мы выходим за рамки реальности и испытываем радость.
Вопрос: Для создания куклы, что нужно нам, прежде всего?
Ответ: Эскиз куклы.
Конечно, совершенно верно. В конце прошлого урока у вас было домашнее задание приготовить эскиз куклы на тему “Символ года”, основываясь конусообразной формы.
Вообще бумажный каркас это самый простой вид каркаса. К этому виду можно отнести каркас из фольги и бутылки. Простая форма дополняется элементами (проволока, фольга) в зависимости от замысла.
Проволочный каркас – это сложный вид каркаса его используют при создании авторской куклы в сочетании с любым материалом, будь то фарфор или полимерный пластик.
Давайте приступим к созданию своей авторской куклы.
Подготовим каркас для работы, для этого обернем его мятой фольгой и сформируем на его вершине из остатков фольги шарик – каркас для головы. Если вы делаете кролика незабудьте про ушки, то есть, сминая каркас для головы, оставьте немного фольги для ушек.
После подготовки каркаса можем приступить к работе с массой из папье-маше. Начиная снизу, облепите куклу массой. Не делайте слишком тонкий слой массы папье-маше, т. к. при высыхании он уменьшается в три раза (из 1.5 см. в 0.5 см.)
Самостоятельная работа детей.
Для выполнения хвоста и лапок необходимо использовать фольгу. Скрутить из фольги нужную деталь и прикрепить его туловищу с помощью бумажной массы. Старайтесь не наносить сразу большое количество папье-маше, так как фигурка может деформироваться.
Самостоятельная работа детей.
Заключительная часть
Сегодня мы сделали основную часть работы в создании куклы. На следующем занятии нам предстоит украсить различными материалами, чтобы наша кукла была более выразительной. А яркости придаст интересная роспись или просто необычный цвет. Но мы знаем, что этот год металлического кролика или кота.
Дома продумайте, как можно украсить свою куклу и чем именно. И, конечно, какого цвета будет ваша авторская кукла. А для этого выполните эскиз в цвете.