Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в психологической науке. Однако некоторые ее аспекты, казалось бы, уже получили исчерпывающее объяснение и давно не вызывают разногласий.
Например, принято считать, что познавательная мотивация, или стремление к приобретению новых знаний, является почти исключительно внутренней и бескорыстной. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого. И с этим вроде бы давно уже никто не спорит.
“Всё дело в индивидуально-психологических различиях — разные люди оказываются по-разному мотивированы” - так считает психолог Стивен Рейс.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Большинство специалистов говорят о том, что
формировать нужно не учебную мотивацию, а
непосредственно учебную деятельность. Учебная
деятельность имеет место тогда и только тогда,
когда она побуждается познавательным мотивом.
Я вполне согласна с этим положением. Приятно
сознавать, что проблема мотивации актуальна, она
интересует не только школьных психологов, но и
педагогов.
Изучением мотивации занимались многие
психологи, поэтому в современной
психологической науке представлены самые
разнообразные ее толкования. Просмотрев
методическую литературу по данной проблеме, я
считаю наиболее полным понимание мотивации в так
называемой деятельностной теории учения
(П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Н.Ф. Талызина и др.). В этой теории привлекает ее
простота и строгость: мотив может быть либо
внешним, либо внутренним в зависимости от
отношения человека к процессу получения знаний.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она
плохая, у нее имеются свои достоинства и
недостатки. Известно, что престижная и
соревновательная мотивации широко
распространены в школьной среде и нередко
приводят к неплохим результатам в учебе.
Заинтересовавшись вопросом: “Какие ведущие мотивы преобладают у школьников на разных этапах обучения?”, я подобрала диагностический материал для учеников, учитывая возрастные особенности. Обработав данные, я получила следующий результат.
В начальной школе наблюдается высокий уровень познавательной активности.
В 1-й класс дети приходят с огромным желанием учиться, узнавать всё новое.
На выходе из начальной школы (т.е. в конце обучения 4 класса) снижается уровень познавательной активности. У ребят развивается рефлексия, они уже понимают, зачем учатся, для чего это им надо.
Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга, могут похвастаться своими успехами не только перед одноклассниками, но и перед другими значимыми людьми (родители, учителя-предметники).
Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области. На выходе из школы ученики осознают значимость обучения для приобретения будущей профессии. И здесь мы наблюдаем ещё один мотив – мотив долга. На вопрос “Что значит учёба – это мой долг?” школьники однозначного ответа не дают, либо вообще не отвечают, хотя процент выбора этого мотива большой. Мотив пресса (заставляют родители и учителя) выявляется небольшим количественным выбором, но тем не менее присутствует в ответах учащихся.
Из полученных данных видно, что познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика. Учебная деятельность первоклассника и выпускника школы также различны, что соответствует возрастным особенностям детей.
Познавательный и социальный мотив развиваются у школьников параллельно: лидирует широкий социальный мотив (получить образование, найти хорошую престижную работу, быть материально обеспеченным, но для этого мне надо закончить школу).
Нас, психологов, давно волнует вопрос: что надо
изменить в системе школьного обучения, чтобы
повернуть детей к учебе?
Одним из вариантов ответа на этот вопрос считаю
мнение Д.Б. Эльконина, который отмечал, что
позиция школьника — это не просто позиция
ученика, посещающего школу, слушающего учителя и
аккуратно выполняющего домашние задания, это —
позиция человека, совершенствующего самого себя.
Как же сформировать такую позицию у школьника?
Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников.
От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику — пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.
Кроме того, нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. При работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.
Не последнее значение имеют и индивидуальные предпочтения школьников. И этот интерес к предметам напрямую зависит от личности учителя. Ребёнок может и не иметь способностей по предмету, но будет стараться только потому, что ему нравится учитель. Отсюда наблюдается и успешность школьника по предмету.
Исходя из вышесказанного, мне хочется сделать следующий вывод: невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача — выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем — через формирование учебной деятельности.
Думаю, что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать. Но начинать надо как можно раньше — лучше с первого класса.
И здесь сразу важным фактором становится постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.
Главным мотивом учения должны стать не оценки и не похвала или самоутверждение, а интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности, интеллектуальное наслаждение.
Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам
(не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством
длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся
является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической точкой зрения. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.