Цель: обобщить знания по пройденному разделу “Собирай по ягодке - наберешь кузовок”.
Задачи: обучать коллективному творчеству, чтению в лицах; развивать интерес к чтению, умение применять полученные знания на практике; воспитывать уважение к литературным произведениям, творчеству их авторов; пополнить активный словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
- Проверим, как вы готовы к уроку.
- Сегодня у нас итоговый урок-конкурс, во время которого вы покажете, что узнали и чему научились при изучении раздела “Собирай по ягодке - наберешь кузовок”. Для проведения конкурса нам нужно разделиться на 3 команды. Сделаем в этот раз просто: три ряда - три команды.
II. Речевая разминка (3 мин.)
Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавеваются.
- Прочитайте скороговорку самостоятельно.
- Найдите глаголы, прочитайте их по слогам. Теперь прочитайте их плавно, затем с ускорением.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с огорчением.
- Прочитайте с веселой интонацией.
- Прочитайте быстро, скороговоркой.
III. Конкурсы
- Итак, мы начинаем нашу конкурсную программу. Ваша задача: применить все те знания, которые получили при изучении данного раздела, а, возможно, и узнать что-то новое.
1. Конкурс “Собери кузовок”. (12 мин.)
- Я вам даю 7 минут. Ваша цель - из прочитанных рассказов выбрать важные мысли, которые могут пригодиться вам в дальнейшей жизни. (Учащиеся “собирают кузовок”, т.е. работают с текстом, указывают необходимое, обсуждают в группе.)
- Итак, проверим, что же у вас получилось. Но проверку организуем следующим образом: каждая команда по очереди читает найденный материал и комментирует его, т.е. поясняет, чем же эта мысль вам может помочь.
2. Конкурс “Узнай рассказ” (5 мин.)
- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательно читали произведения. Каждая команда вытягивает 2 карточки с отрывками из рассказов. Вы читаете их, вспоминаете автора и название. Возможно, у вас появятся какие-то комментарии, новые мысли.
1. “Эти дорожки повторяются в том
же порядке. Благодаря прозрачности цветного
дерева любая вещь кажется богато украшенной”. (Б.В. Щергин. “Собирай по ягодке - наберешь кузовок”.) |
2. “Мать остановилась и показала
сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая
большая школа, а за школой начинался лес. До школы
отсюда еще было далеко”. (А.П. Платонов. “Еще мама”.) |
3. Жил-был король когда-то, При нем блоха жила. Милей родного брата Она ему была. (Гёте И.В. Фауст. Пер. А. Струговщикова.) |
4. “Мы продолжали идти в плохом
настроении. И только у Тузика настроение было
ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и
своим лаем вносил излишний шум в наше
путешествие”. (М.М. Зощенко. “Великие путешественники”.) |
5. “Но тут глаза его стали
круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на
своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал
кашлять и плеваться”. (М.М. Зощенко. “Золотые слова”.) |
6. “Потом он посмотрел на
часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно:
тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами
тоже уморились и хотели уснуть”. (А.П. Платонов. “Цветок на земле”.) |
- Проверим, что же у вас получилось.
- Как каждая команда может оценить свои знания по изученному разделу?
Физминутка
3. Конкурс “Составь пословицы и поговорки” (5 мин.)
- Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ.
1. А, не, плотник, топор, тешет. | Не топор тешет, а плотник. | Рассказ Б. В. Шергина “Собирай по ягодке - наберешь кузовок” |
2. Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. | Дурная голова ногам покоя не дает. | М.М. Зощенко. “Великие путешественники” |
3. Ветер, куда, и его, несет, туда, дует. | Куда ветер дует, туда и его несет. | Н.Н. Носов. “Телефон”. |
- Скажите, зачем нам нужны пословицы? Какова их роль в данном разделе?
4. Конкурс “Читаем выразительно” (15 мин.)
(Учащиеся получают карточку с названием произведения.)
- Выберите отрывок, содержащий диалог или полилог, из данного произведения. Прочитайте его в лицах выразительно, подготовьте чтение по ролям. Ваша подготовка займет 5 минут.
- После каждого выступления выслушаем мнение коллектива.
IV. Итог урока (3 мин.)
- Чем заполнили свой кузовок, изучив этот раздел?
- Чему научились?
- Как вы оцените свои результаты?
- Итак, каких результатов мы достигли?
Домашнее задание (2 мин.)
Принести детский журнал, который вы любите читать.