Активизация мышления детей в игре на занятиях по математике по программе "Тропинки"

Разделы: Математика


В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Особое значение имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, классификация), формируется представления о математических понятиях. Умение планировать свои действия, обдумывать их, поиск ответов на поставленные вопросы активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно оберегать детей от перенасыщения информацией, которое ведет к переутомлению и психической перегрузке. Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком. Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям.

Практика работы показала, что, чем интересней игровые действия, которые используются на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в работе для активизации детей необходимо использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Работая в этом направлении, сделали вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средством активизации детского мышления. Опыт показал эффективность использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развития творческих способностей.

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе по программе “Тропинки” на тему: “Учись математике играя”.

Цель:

1. Формировать умение различать противоположные признаки.

2. Развивать логическое мышление: умения группировать по признаку “съедобное – несъедобное”, выделять из группы действий лишнее.

3. Развивать пространственное воображение с помощью составления целой фигуры из частей.

4. Развивать координацию движений.

5. Знакомить с понятием “время суток”: утро, день, вечер, ночь.

Материал: Части фигур к игре “Собери фигуру”. Шесть карточек с изображением движений к игре “Зарядка по карточкам”. Мяч. Бутылки или баночки с закручивающимися крышками, разными по цвету и величине.

Ход занятия

I ч. Игра “Съедобное – несъедобное”.

Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч одному из детей и произносит слово. Если слово “съедобное”, Например: “картошка”, “арбуз”, ребенок должен поймать мяч. Если названное слово “несъедобное” – мяч ловить нельзя.

II ч. Игра “Найди лишнего”.

Педагог вызывает четверых детей, троих просит встать спиной к остальным детям, а одного оставляет стоять к ним лицом. Затем педагог обращается к детям: “Кого можно считать лишним? Почему он лишний? Что нужно сделать, чтобы он не был лишним?” (Повернуть его к нам спиной.)

Задание повторить с другими детьми, Н-р, можно попросить всех присесть, а одного ребенка оставить стоять.

III ч. Игра “Собери бабочку – 1”.

Педагог говорит, что бабочки растеряли свои крылышки и им нужно помочь их найти. Для этого нужно соединить крылышки с телами бабочек так, чтобы форма (плоской) фигуры, нарисованной на ней, совпала с формой предмета на крылышке. Затем педагог раскладывает карточки с изображением бабочки (без крыльев) на полу и раздает по одному – две карточки с изображением крылышка каждому ребенку. Педагог при необходимости помогает детям, комментируя вслух, правильно ли подобраны крылышки.

IV ч. Игра “Зарядка по карточкам”.

Педагог показывает карточки со схематичным изображением движений, дети их выполняют.

V ч. Игра “Упрямые дети”.

Педагог сообщает детям, что они будут изображать упрямых детей, которые делают все наоборот:

– Я поднимаю руки высоко (педагог поднимает руки, дети повторяют за ним движение, произнося хором: “Высоко”), а упрямые дети опускают руки низко (дети опускают руки, наклоняясь вперед, и произносят: “Низко”).

Далее анологично дети выполняют действие и называют его хором:

– Я одна, а упрямых детей – много.
– Я ставлю ноги широко, а упрямые дети – узко.
– Я держу ладони от тела далеко, а упрямые дети – близко.
– Я говорю громко (закрыть уши ладонями), а упрямые дети – тихо (приставить палец к губам).
– Я веселая, а упрямые дети – грустные.

Игру можно повторить, но теперь педагог и дети “меняются” антонимами. Педагог говорит:

– Я опускаю руки низко (педагог наклоняется, опустив руки), а упрямые дети поднимают руки высоко (дети поднимают руки вверх и произносят: “Высоко”) и т. д.

Примечание. На последующих занятиях педагог, прежде чем назвать антоним, может сделать небольшую паузу, чтобы дать детям возможность самим произнести это слово.

VI ч. Игра “Противоположности”.

Нужно соединить противоположности линиями: лошадь (быстрая) – черепаха (медленная), перец (острый) – торт (сладкий), диван (мягкий) – скамейка (твердая).

VII ч. Игра “На что похожи?”.

Нужно соединить фигуры и похожие на них рисунки: ежик – круг, кошка – овал, муравейник – треугольник.

VIII ч. Игра “Собери фигуру”.

Дети должны выложить геометрические фигуры (блоки Дьенеша) так, чтобы получилось: у девочек – зайчик, у мальчиков – медведь.

IX ч. Игра “Я приглашаю в гости цвет”.

Педагог говорит: “Я приглашаю в гости цвет” – и называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть на одежде, выбегают. Затем педагог проверяет, “все ли “гости” пришли” и нет ли лишних “гостей”. Игра повторяется с другим цветом.

X ч. Игра “Наш день”.

Педагог читает детям стихотворение, показывая движения. Дети и педагог выполняют движения в соответствии с текстом:

Утром солнышко встает,
Днем по небу катится,
Вечером вниз упадет,
Ночью вовсе спрячется.

XI ч. Игра “Подбери крышку”.

Педагог раздает половине группы бутылки или банки без крышек, и второй половине – крышки от них. Дети с крышками должны отыскать подходящие бутылки и закрутить их своими крышками. Игру повторить, но теперь те, у кого были крышки, получают бутылки, и наоборот.

XII ч. Итог.

– Ребята, вам понравилась заниматься?
– В какие игры мы играли?
– Что было трудно выполнять?
– А что легко?

Конспект занятия по математике в средней группе по программе “Тропинки” на тему: “Волшебные фигуры”.

Цель:

  1. Исследование подобных и неподобных фигур (круг, квадрат, треугольник) их величины и формы.
  2. Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением.
  3. Развитие геометрического воображения и творческих способностей.
  4. Развитие умения видеть целое раньше частей.

Материал: Три квадрата и 3 круга разной величины и цвета, 3 треугольника разной величины, формы и цвета; 3 квадрата, 3 круга одинаковой величины, формы; 3 треугольника одинаковой величины и разной формы из пособия “Геометрический сундучок”. Три прямоугольных треугольника у каждого на столе, вырезанные по такой схеме:

Палочки Кьюзенера. Пособие “Собери чемодан”.

Ход занятия

I ч. Сказка “Как волшебник Путалка геометрические фигуры изменял”.

“У волшебника Путалки была волшебная палочка с помощью, которой он мог увеличивать и уменьшать любые вещи и даже геометрические фигуры. У него были 3 квадрата, 3 круга и три треугольника. Примечание: треугольники должны быть разные и по величине и по форме.

Он взял волшебную палочку и увеличил один квадрат, а другой уменьшил. И получились у него одинаковые квадраты…”

Заменить квадраты так, чтобы они были одинаковыми. Проверить их равенство наложением.
“… Потом взял он круги и сделал с ними тоже. Решил он также поступить и с треугольниками. – Одинаковые ли стали треугольники? Давайте проверим наложением. Почему треугольники не совпадают? Ведь Путалка маленький треугольник увеличил, а большой уменьшил. По величине они одинаковые, а по форме?

Мы проверим, что по форме они все разные (еще раз продемонстрировать наложением треугольников).

– А круги и квадраты по форме разные или одинаковые? (Показать их в наложении )

II ч. Игра “Сложи из фигур предмет”

Из 2-х маленьких и 1-го большого треугольников сложить: елочку, домик, квадрат (без образца!).

III ч. Физкультминутка с движениями “Времена года”.

Педагог читает детям стихотворение, показывая движения. Затем дети вместе с педагогом выполняют их, произнося слова.

Мы зимой в снежки играем, (Дети “бросают снежки”.)
Семена весной сажаем, (“Сеют”.)
Жарким летом отдохнем, (Обмахиваются.)
Осенью плодов нарвем. (“Срывают с дерева плоды”.)

IV ч. Игра “Часть и целое”.

Педагог делит группу пополам: одной – отдает карточки с изображением целого, другой – с частью. Дети должны найти часть целого, объединившись в пары.

V ч. Игра “Подбери крышку”.

Педагог раздает половине группы бутылки или банки без крышек, и второй половине – крышки от них. Дети с крышками должны отыскать подходящие бутылки и закрутить их своими крышками. Игру повторить, но теперь те, у кого были крышки, получают бутылки, и наоборот.

VI ч. Игровое упражнение “Найди”.

На столах у детей лежат палочки Кьюзенера. Найти самую длинную палочку и самую короткую, назвать их цвета. Дети складывают из палочек цветную лесенку, педагог им помогает. Называют цвета палочек.

VII ч. Игра “Палочки Кьюзенера”

Выложить из палочек Кьюзенера домик для зайчика (без образца). В конце задания дети ходят и смотрят, какие домики получились.

VIII ч. Игра “Зарядка по карточкам”.

Педагог показывает карточки со схематичным изображением движений, дети их выполняют.

IX ч. Игра “Геометрический сундучок”.

Педагог рисует на доске последовательность (“змейку”) геометрических фигур: например, круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник. Дети должны продолжить ряд у себя на столе с помощью фигур из пособия “Геометрический сундучок”.

X ч. Игра “Собираем чемоданы”.

Педагог рассказывает, что нужно помочь собрать в дорогу вещи в чемоданы, но каждая вещь должна лежать только в том чемодане, на котором изображен ее контур. Педагог раздает каждому ребенку карточку с изображением вещи, затем раскладывает на ковре “чемоданы”. Дети выходят по очереди и ищут, в какой чемодан нужно положить вещь.

XI ч. Итог.

– Молодцы! Вы хорошо поработали.
– Ребята, вам понравилась заниматься?
– В какие игры мы играли?
– Что было трудно выполнять?
– А что легко?

Литература:

  1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. – М.: 2000. – 263с.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  3. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспит. дет. Сада/ З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова Е.О. – М.: Просвещение, 1991. – 98 с.
  4. Бондаренко, А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1985. 175с.
  5. Ерофеева, Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992. –192с.
  6. Зайцев, В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3–5-летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 47с.
  7. Кудрявцев, В. Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. – М.: Вентана – Граф, 2007. –144 с.
  8. Кудрявцев, В.Т. Тропинки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2012. – 144 с. – (Тропинки).
  9. Максаков, А. И., Тумакова, Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя д.сада/А.И.Максаков, Г.А.Тумакова.– М.: Просвещение, 1979. – 240с.
  10. Субботин, Л. Ю Учимся играя/Л.Ю.Субботин.– Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 69 с.
  11. Султанова, М.Н. Путешествие в страну математики. Рабочие тетради для детей 3–4 лет – М.: Вентана-Граф, 2007. – 16 с. (Тропинки).