Урок русского языка по теме "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Вид урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • на основе полученных ранее знаний сделать «открытие» о значимых частях слова;
  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  • закрепить знания учащихся о составе слова, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • способствовать развитию речи и навыков грамотного письма, обогащению словарного запаса детей.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родному языку, природе.

Методы обучения:

  • коммуникативный;
  • частично-поисковый;
  • аналитический.

Виды деятельности:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Индивидуальная работа по картам и в тетради.
  3. Работа со смарт-доской.
  4. Интерактивная игра.
  5. Работа в группах (поиск).

Техническое оснащение урока:

  • смарт-доска;
  • мультимедийный проектор;
  • слайды, видеоролик.

Индивидуально-раздаточный материал:

  • карточки с заданиями;
  • бейджики с поручениями (для работы в группах);
  • дидактическое пособие «ПОЕЗД».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.
  3. Обобщение знаний по теме «Состав слова».
  4. Исследовательская деятельность.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

Перед уроком размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц.

I. Организационный момент.

Цель: создание положительной мотивации на уроке.

- Покажите умные глазки, ровные спинки.

- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.

- Готовы к уроку?

Готовность №1 – сознательный настрой.

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимателен и только!
Будь внимателен и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Готовность № 2 – медитация.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.

Цель: формирование учащимися темы и целей урока, развитие орфографической зоркости.

Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова, записанные на доске «Стремись узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа ». Как вы их понимаете?

Ученики: Суть – самое главное и существенное в чем-либо. Значит, познавая тайны слова, мы будем постигать основное, главное в жизни.

Учитель: Правильно! Молодцы! Двигаемся дальше.

Чтобы узнать тему урока, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомых слов.

  1. Первую букву искомого слова обозначает согласный звук в первом слоге слова сено (С).
  2. Вторая буква – проверяемый безударный гласный в корне слова сосновый (О).
  3. Третья буква – удвоенная согласная в корне слова Россия (С).
  4. Четвертая буква – парный глухой согласный звук в слове трава (Т).
  5. Пятая буква – указывает на женский род в слове машина (А).
  6. Шестая – с нее начинается третий слог в слове корова (В).
  7. Седьмая – парный согласный в приставке слова рассказ (С).
  8. Восьмая – непарный мягкий согласный в слове слива (Л).
  9. Девятая – окончание слова яблоко (О).
  10. Десятая – первая буква в корне слова заварка (В).
  11. Одиннадцатая – предшествует йотиорованному звуку в слове заяц (А).

- Что получилось?

Ученики: Состав слова.

Учитель: Это и будет темой нашего урока. Работать сегодня вы будете в позиции исследователей. А какие открытия вам предстоит сделать, вы узнаете об этом чуть позже.

На доске последовательно, а потом и полностью появляется надпись «Состав слова».

III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Цель: обобщить знания об изученных орфограмма, закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

1. Лексика.

Учитель: Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью?

В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.

Ученики: Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое» (Смарт).

Учитель: Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

Ученики: Поезд.

Учитель: Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?

Ученики: Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

(Появляется на доске поезд – «Состав слова».)

Физкультурная минутка.

Учитель: Изобразим звук паровоза, прочистим свои каналы «Ту-ту! Чух-чух-чух! Ту-ту-ту!»

2. Теоретическое обобщение по теме.

Учитель: Прежде чем мы отправимся с вами путешествовать на поезде по стране Грамматика, вспомним, без каких знаний нам не обойтись.

- Какие слова мы называем родственными? Как их можно назвать по-другому? Приведите примеры.

Ученики: Слова, которые имеют наименьшую общую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными. Пример: лес, лесной, лесник, перелесок.

Учитель: Как называется общая часть родственных слов?

Ученики: Корень.

Учитель: Назовите изменяемую часть слова. Для чего она служит?

Ученики: Изменяемая часть в слове – окончание, служит для связи слов в предложении.

Учитель: Что является основой слова?

Ученики: Все, что без окончания и формообразующих суффиксов л, ть – основа.

Учитель: Назовите значимые части слова, с помощью которых образуются новые слова.

Ученики: Приставка и суффикс.

Учитель: В чем различие между ФОРМООБРАЗОВАНИЕМ и СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ?

Ученики: Формообразование – это образование новой формы слова (окончания), словообразование – это создание нового слова с помощью приставки и суффикса.

Учитель: Теперь я вижу, что все готовы к путешествию. Мы отправляемся. (Гудит паровоз.)

3. Практическая работа.

Первая станция – «Узнавайка» (Приложение. Слайд с текстом №1).

Учитель: Прочитайте текст. Найдите примеры формообразования и словообразования. Выпишите эти слова, выделите в них корни.

В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладет их под язык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем кедровочка прячет свое богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.

Учитель: Так что же такое кедр?

Ученики: Кедр – хвойное вечнозеленое дерево.

Учитель: Посмотрите и послушайте, какая красота нас с вами окружает! (Видеоролик.)

- Чтобы сохранить это богатство, что должен делать человек?

Ученики: Любить и беречь природу.

Учитель: Едем дальше. (Гудок паровоза.)

Станция «Разбивайка».

Учитель: С помощью дидактического пособия создайте модель слова и укажите способ словообразования (дидактическая игра).

  • Полет, краски, надомный, лисица, холодок, перелесок, подберезовик.

Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Девочек на станции «Вставляйка» ждет Робин-Бобин. (Гудок паровоза.)

Интерактивная игра на закрепление орфограммы «Парные согласные в значимых частях слова».

Учитель: Молодцы!

- Мальчики, вы готовы посоревноваться на скорость? Тогда отправляемся на станцию «Разгоняйка».

Интерактивная игра на закрепление орфограммы «Безударная гласная в приставке и корне».

- Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Теперь надо немного отдохнуть перед мозговым штурмом.

Физкультурная минутка.

Изображение мимикой и жестами сгорбленного старичка, силача-весельчака, легкокрылую бабочку, которая ищет самый красивый цветок, жизнерадостного, умного, уверенного ученика.

IV. Исследовательская деятельность. Работа в группах.

- Последняя станция, на которую мы приехали, называется «Удивляйка». Вы должны удивить нас всех своими исследовательскими способностями. Работать вы будете в группах. Распределите обязанности между собой (организатор, докладчик, исследователи). Каждая группа получает задание. Через 7 минут вы должны доложить о его выполнении.

Задание для группы №1 (для сильных учащихся).

Среди слов найти лишнее, обосновать свой ответ.

  • Пригород, белый, перелесок, трава, вынуть, дивный.

Задание для группы № 2 (для средних учащихся).

Составьте и запишите начатые определения. Выделите части в словах, вставленных вместо точек.

  • Клумба – это участок земли, на котором растут…цветы.
  • Школа – это…помещение, в котором учатся…дети.
  • Ручка – это предмет, которым…пишут.
  • Карандаш – это…предмет, которым…рисуют.
  • Почтальон – это человек, который…разносит письма.
  • Строитель – это человек, который…строит.

Задание для группы №3 (для слабых учащихся).

Употребите нужные приставки в словах в скобках.

  • Как лук без земли вырастить? Надо (отрезать) кусок картона, (разрезать) его на квадратики, (вырезать) в них кружочки. В банку надо (налить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Учитель: Готовы докладчики? Какая группа выступит первой? Вторая? Третья?

- Какое открытие вы сделали?

Комментарий учителя для задания №1.
Оказывается, ребята, есть слово без корня. Это глагол вынуть. Попробуем расчленить его на морфемы: вы-приставка, ну – суффикс глагола (сравните: тянуть, двинуть), ть – формообразующий суффикс, показатель инфинитива. Где корень? Его нет. А слово существует, все его понимают, получается, что и без корня слово имеет значение. Куда девался корень? Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело это слово.

Комментарий учителя для задания №2.
У глаголов есть свои окончания, правописание которых нам предстоит только изучить. Молодцы те ребята, которые определили, что это изменяемая часть слова, а значит – окончание.
Слово помещение образовано от слова место с чередованием согласного в корне с//щ. Суффикс –ени-, его не изучали, хотя по аналогии можно подобрать слова с такой же частью слова –поручение, выполнение.

- Молодцы. Вы показали свои прекрасные знания и доставили мне огромное удовольствие.

Наш урок подошел к концу, пора подводить итоги.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Чем интересен был урок?

- Испытывали ли вы сложности ?

- Пусть каждый изобразит собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы сегодня:

  • были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
  • умеете применять свои знания.

(Сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят, руки вверх – отлично.)