Вид урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
1. Обучающие:
- на основе полученных ранее знаний сделать «открытие» о значимых частях слова;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- способствовать развитию речи и навыков грамотного письма, обогащению словарного запаса детей.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родному языку, природе.
Методы обучения:
- коммуникативный;
- частично-поисковый;
- аналитический.
Виды деятельности:
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальная работа по картам и в тетради.
- Работа со смарт-доской.
- Интерактивная игра.
- Работа в группах (поиск).
Техническое оснащение урока:
- смарт-доска;
- мультимедийный проектор;
- слайды, видеоролик.
Индивидуально-раздаточный материал:
- карточки с заданиями;
- бейджики с поручениями (для работы в группах);
- дидактическое пособие «ПОЕЗД».
План урока:
- Организационный момент.
- Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.
- Обобщение знаний по теме «Состав слова».
- Исследовательская деятельность.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Перед уроком размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц.
I. Организационный момент.
Цель: создание положительной мотивации на уроке.
- Покажите умные глазки, ровные спинки.
- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.
- Готовы к уроку?
Готовность №1 – сознательный настрой.
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимателен и только!
Будь внимателен и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Готовность № 2 – медитация.
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!
II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.
Цель: формирование учащимися темы и целей урока, развитие орфографической зоркости.
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова, записанные на доске «Стремись узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа ». Как вы их понимаете?
Ученики: Суть – самое главное и существенное в чем-либо. Значит, познавая тайны слова, мы будем постигать основное, главное в жизни.
Учитель: Правильно! Молодцы! Двигаемся дальше.
Чтобы узнать тему урока, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомых слов.
- Первую букву искомого слова обозначает согласный звук в первом слоге слова сено (С).
- Вторая буква – проверяемый безударный гласный в корне слова сосновый (О).
- Третья буква – удвоенная согласная в корне слова Россия (С).
- Четвертая буква – парный глухой согласный звук в слове трава (Т).
- Пятая буква – указывает на женский род в слове машина (А).
- Шестая – с нее начинается третий слог в слове корова (В).
- Седьмая – парный согласный в приставке слова рассказ (С).
- Восьмая – непарный мягкий согласный в слове слива (Л).
- Девятая – окончание слова яблоко (О).
- Десятая – первая буква в корне слова заварка (В).
- Одиннадцатая – предшествует йотиорованному звуку в слове заяц (А).
- Что получилось?
Ученики: Состав слова.
Учитель: Это и будет темой нашего урока. Работать сегодня вы будете в позиции исследователей. А какие открытия вам предстоит сделать, вы узнаете об этом чуть позже.
На доске последовательно, а потом и полностью появляется надпись «Состав слова».
III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».
Цель: обобщить знания об изученных орфограмма, закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
1. Лексика.
Учитель: Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью?
В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.
Ученики: Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое» (Смарт).
Учитель: Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?
Ученики: Поезд.
Учитель: Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
Ученики: Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
(Появляется на доске поезд – «Состав слова».)
Физкультурная минутка.
Учитель: Изобразим звук паровоза, прочистим свои каналы «Ту-ту! Чух-чух-чух! Ту-ту-ту!»
2. Теоретическое обобщение по теме.
Учитель: Прежде чем мы отправимся с вами путешествовать на поезде по стране Грамматика, вспомним, без каких знаний нам не обойтись.
- Какие слова мы называем родственными? Как их можно назвать по-другому? Приведите примеры.
Ученики: Слова, которые имеют наименьшую общую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными. Пример: лес, лесной, лесник, перелесок.
Учитель: Как называется общая часть родственных слов?
Ученики: Корень.
Учитель: Назовите изменяемую часть слова. Для чего она служит?
Ученики: Изменяемая часть в слове – окончание, служит для связи слов в предложении.
Учитель: Что является основой слова?
Ученики: Все, что без окончания и формообразующих суффиксов л, ть – основа.
Учитель: Назовите значимые части слова, с помощью которых образуются новые слова.
Ученики: Приставка и суффикс.
Учитель: В чем различие между ФОРМООБРАЗОВАНИЕМ и СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ?
Ученики: Формообразование – это образование новой формы слова (окончания), словообразование – это создание нового слова с помощью приставки и суффикса.
Учитель: Теперь я вижу, что все готовы к путешествию. Мы отправляемся. (Гудит паровоз.)
3. Практическая работа.
Первая станция – «Узнавайка» (Приложение. Слайд с текстом №1).
Учитель: Прочитайте текст. Найдите примеры формообразования и словообразования. Выпишите эти слова, выделите в них корни.
В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладет их под язык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем кедровочка прячет свое богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.
Учитель: Так что же такое кедр?
Ученики: Кедр – хвойное вечнозеленое дерево.
Учитель: Посмотрите и послушайте, какая красота нас с вами окружает! (Видеоролик.)
- Чтобы сохранить это богатство, что должен делать человек?
Ученики: Любить и беречь природу.
Учитель: Едем дальше. (Гудок паровоза.)
Станция «Разбивайка».
Учитель: С помощью дидактического пособия создайте модель слова и укажите способ словообразования (дидактическая игра).
- Полет, краски, надомный, лисица, холодок, перелесок, подберезовик.
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Девочек на станции «Вставляйка» ждет Робин-Бобин. (Гудок паровоза.)
Интерактивная игра на закрепление орфограммы «Парные согласные в значимых частях слова».
Учитель: Молодцы!
- Мальчики, вы готовы посоревноваться на скорость? Тогда отправляемся на станцию «Разгоняйка».
Интерактивная игра на закрепление орфограммы «Безударная гласная в приставке и корне».
- Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Теперь надо немного отдохнуть перед мозговым штурмом.
Физкультурная минутка.
Изображение мимикой и жестами сгорбленного старичка, силача-весельчака, легкокрылую бабочку, которая ищет самый красивый цветок, жизнерадостного, умного, уверенного ученика.
IV. Исследовательская деятельность. Работа в группах.
- Последняя станция, на которую мы приехали, называется «Удивляйка». Вы должны удивить нас всех своими исследовательскими способностями. Работать вы будете в группах. Распределите обязанности между собой (организатор, докладчик, исследователи). Каждая группа получает задание. Через 7 минут вы должны доложить о его выполнении.
Задание для группы №1 (для сильных учащихся).
Среди слов найти лишнее, обосновать свой ответ.
- Пригород, белый, перелесок, трава, вынуть, дивный.
Задание для группы № 2 (для средних учащихся).
Составьте и запишите начатые определения. Выделите части в словах, вставленных вместо точек.
- Клумба – это участок земли, на котором растут…цветы.
- Школа – это…помещение, в котором учатся…дети.
- Ручка – это предмет, которым…пишут.
- Карандаш – это…предмет, которым…рисуют.
- Почтальон – это человек, который…разносит письма.
- Строитель – это человек, который…строит.
Задание для группы №3 (для слабых учащихся).
Употребите нужные приставки в словах в скобках.
- Как лук без земли вырастить? Надо (отрезать) кусок картона, (разрезать) его на квадратики, (вырезать) в них кружочки. В банку надо (налить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
Учитель: Готовы докладчики? Какая группа выступит первой? Вторая? Третья?
- Какое открытие вы сделали?
Комментарий учителя для задания №1.
Оказывается, ребята, есть слово без корня. Это глагол вынуть.
Попробуем расчленить его на морфемы: вы-приставка, ну – суффикс глагола
(сравните: тянуть, двинуть), ть – формообразующий суффикс, показатель
инфинитива. Где корень? Его нет. А слово существует, все его понимают,
получается, что и без корня слово имеет значение. Куда девался корень? Он исчез
в результате звуковых изменений, которые претерпело это слово.
Комментарий учителя для задания №2.
У глаголов есть свои окончания, правописание которых нам предстоит только
изучить. Молодцы те ребята, которые определили, что это изменяемая часть слова,
а значит – окончание.
Слово помещение образовано от слова место с чередованием
согласного в корне с//щ. Суффикс –ени-, его не изучали, хотя по аналогии можно
подобрать слова с такой же частью слова –поручение, выполнение.
- Молодцы. Вы показали свои прекрасные знания и доставили мне огромное удовольствие.
Наш урок подошел к концу, пора подводить итоги.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
- Чем интересен был урок?
- Испытывали ли вы сложности ?
- Пусть каждый изобразит собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы сегодня:
- были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
- умеете применять свои знания.
(Сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят, руки вверх – отлично.)