Цель:
- научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
- определять средства связи придаточного с главным;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
- Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
- Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
- Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
- Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование:
- презентация, карточки с текстом для анализа;
- карточки с лингвистическим текстом;
- оценочная карта для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.
II. Мотивационный этап.
1) Письменный опрос.
На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.
- Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
- Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пытает костер. - Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
- Деревья быстро пожелтели.
- Покраснела рябина, посинела вода.
1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:
- СПП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ПП.
- БСП, интонация.
2) Фронтальный опрос.
- В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды предложений вы знаете?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?
- Какой вид предложений мы уже изучили?
3) Целеполагание.
- Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)
- Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)
III. Операционно-познавательный этап.
1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.
- Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?
- Что обозначает главное предложение?
- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
- К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)
- Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
- Чем интересны следующие предложения?
(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)
2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.
Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.
- Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)
Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в
восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных
исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые
спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)
Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.
Работать будем в группах.
Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.
Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:
- […глагол], (что…).
- (Когда…), […].
- […ук.сл. + сущ.], (которое…).
- В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)
Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.
Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.
- Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):
Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения,
входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью
_________, _________, а также _________. Придаточное предложение может
относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________.
Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В
сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме
независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.
Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).
Оцените свою работу:
- Без ошибок – «5».
- 1, 2 ошибки – «4».
- 3, 4 ошибки – «3».
V. Домашнее задание.
Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.
Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
- С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".