Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей

Разделы: Русский язык


Цель:

  • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
  • определять средства связи придаточного с главным;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
  2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
  3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
  4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
  5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
  7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование:

  • презентация, карточки с текстом для анализа;
  • карточки с лингвистическим текстом;
  • оценочная карта для каждого ученика.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

II. Мотивационный этап.

1) Письменный опрос.

На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

  1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
  2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пытает костер.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

  1. СПП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. ПП.
  5. БСП, интонация.

2) Фронтальный опрос.

- В каком разделе языкознания изучается предложение?

- На какие группы делятся все предложения?

- В чем отличие простого предложения от сложного?

- Какие виды предложений вы знаете?

- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

- Какие средства связи между частями предложения?

- Какой вид предложений мы уже изучили?

3) Целеполагание.

- Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

- Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

III. Операционно-познавательный этап.

1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

- Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

- Что обозначает главное предложение?

- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

- К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

- Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

- Чем интересны следующие предложения?

(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

- Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)

Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

Работать будем в группах.

Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

  1. […глагол], (что…).
  2. (Когда…), […].
  3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

- В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

- Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

Оцените свою работу:

  1. Без ошибок – «5».
  2. 1, 2 ошибки – «4».
  3. 3, 4 ошибки – «3».

V. Домашнее задание.

Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
  2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".