Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации различных инноваций для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профмастерства. Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием и меняющимися условиями в системе образования, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали требованиям общества.
Сегодня уже стало очевидно, существующие подходы к планированию уроков в коррекционной школе не всегда ориентированы на создание условий для максимальной коррекции и развития личности ребенка, формирования механизмов компенсаторного взаимодействия со средой, с учетом индивидуальных, возрастных и иных особенностей учащихся.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы коррекционо-развивающего сопровождения:
- Принцип динамичности восприятия;
- Принцип продуктивности обработки информации;
- Принцип развития и коррекции высших психических функции;
- Принцип к мотивации к учению.
Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как с целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему раскрыть свои потенциальные возможности, решив тем самым проблему компенсации дефекта. Учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения. Таким образом, разработанные мною уроки представляют собой систему упражнений, скомбинированных внутри каждого урока таким образом, чтобы каждый ребенок в ходе их выполнения получал новые представления, осваивал и усваивал социальный опыт на основе скоординированной работы всех анализаторов и высших психических функций. Акцент на каждом этапе урока переносится с одного способа восприятия материала(слуха) на другой (зрение) с целью интенсивного включения всех процессов каждой психической функции и одновременной реализации охранительного режима обучения.
В процессе хорошо организованных уроков у учащихся в первую очередь повышается интерес к предмету, так как последовательное формирование интереса к уроку рисования, и не только, представляет собой мощный источник активизации деятельности учащихся, их интеллектуальной и эмоционально-волевой и графомоторной сферы. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Под воздействием таких знаний происходят существенные изменения в психофизическом развитии ребенка.
Таким образом, используемые мной современные средства обучения, выбранные современные подходы, методы, приемы организации учебного процесса обучения эффективны и дают положительные результаты, способствующие преодолению трудностей в обучении, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, коррекции и развитие личности, а также успешной социализации в обществе.
Представленный мною материал тесно соприкасается с такими предметами как развитие речи, история, социально-бытовая ориентировка и т.д., а также может использоваться учителями всех видов и типов образовательных учреждений.
ЗАДАЧИ:
- развивать умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета,
- коррекция внимания, мышления, восприятия.
- отрабатывать способы штриховки деталей рисунка цветными карандашами.
- совершенствовать анализирующее наблюдение учащихся: развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
- воспитывать у учащихся аккуратность и прилежание при работе с цветными карандашами. Воспитание мотивации к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядно-дидактический материал, альбом, цветные карандаши, простой карандаш, шаблон деталей вертолёта, компьютер, презентация по теме урока.
Ход урока
Содержание | Примечание |
Организационный момент | |
1. Эмоциональный настрой. Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Все мы любим рисовать, Только надо наблюдать! |
|
2. Упражнение на концентрацию внимания – проверь свое рабочее место (Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают и проверяют наличие предмета на парте). ********** Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. Ответ: Карандаш ********** Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, – красота! Ответ: Карандаши цветные *********** Я рисую облака, А внизу течет река. Коль не хороша картинка, Я сотру ее... Ответ: Резинкой *********** Вы меня перелистали - Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. А всё вместе я – ... Ответ: Альбом ? Посмотрите внимательно на слайд и ответе – какой предмет нам сегодня не понадобится на уроке? (линейка) |
Слайд 1 |
Введение в тему урока | |
? Для определения темы урока нам необходимо прочитать слова и узнать, что мы будем рисовать? ? Какое слово объединяет эти слова? |
Слайд 2 |
Слово транспорт ввел в русский язык царь Пётр I называли корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. Означало оно – “переносить”, “перемещать”. Слово очень быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров. | Слайд 3 |
Упражнение на развитие внимания – «Какое слово исчезло?» (учащимся предлагается закрыть глаза, из списка слов исчезает слово ВОЗДУШНЫЙ. Откройте глаза, вопрос какое слово исчезло? ? Какой вид транспорта мы будем рисовать сегодня на уроке? (Мы будем рисовать воздушный транспорт). ? Какие виды воздушного транспорта вы знаете? А что вы еще знаете о воздушном транспорте? |
Слайд 4 |
Беседа | |
Сейчас, мы мысленно с вами отправимся в прошлое. Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось, научиться летать! Мечтал он подняться над землёй и полететь, как птица. Но печальная древнегреческая легенда о знаменитом мастере Дедале и его сыне Икаре, поведала о крыльях, которые подняли высоко в небо. |
Звучит музыка Слайд 5 |
Поднялся он высоко и со страшной силой упал в море. Так все попытки людей летать с помощью самодельных крыльев были безуспешны. |
Слайд 6 |
Но старинные китайские книги рассказали, что люди там научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях. | Слайд 7 |
А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, поднимают людей и переносят на расстоянии. Первые воздушные шары появились более 200 лет назад во Франции. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар с отверстием. Через отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину. Посадили в неё утку, петуха и барана. Шар поднялся высоко и благополучно опустился. С тех пор на воздушных шарах стали летать люди. |
Слайд 8 |
Через 100 лет появились управляемые, наполненные газами, транспортные средства. | Слайд 9 |
В наше время люди наслаждаются полётами на: · параплане · планёре Планёр – это безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется под действием собственного веса. Его полёт происходит с постоянным снижением. Но при потоках воздуха становится полёт, как и полёт самолёта, в виде парения. Первые планёры не имели кабины, лётчика и шасси. На некоторых планёрах лётчик лежал на платформе или висел на руках. |
Слайд 10 |
·
Самолёте Конструкторы изобрели ракету. На ней удалось облететь Земной шар. Первый космонавт, которому посчастливилось это сделать, был наш соотечественник Ю.А. Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Наша страна в этот день отмечает – день Космонавтики. Воздушный шар, параплан, аэростат, планер, самолет , ракета… Какую машину еще создали наши конструкторы? |
Слайд 12 |
Игра «Дешифратор» – расшифруй слово Упражнение на развитие пространственной ориентации, внимания Обратить внимание детей на правописание слова. С какой гласной «А» или «О» пишется слово ВЕРТОЛЁТ |
Слайды 13-14 |
Сообщение темы урока | |
Тема урока: «Рисование игрушки вертолет» Словарные слова: шасси, иллюминатор, лопасти |
Слайд 15 |
Физминутка |
|
Гимнастика для тела Планеры в небе свободно парят, Звезды на крыльях под солнцем блестят. Мы над землею бесстрашно летим, Сделали круг. На посадку спешим. Гимнастика для рук / массаж кисти рук с помощью граненого карандаша/ |
Слайд 16 |
Гимнастика для глаз Упражнение на развитие логического мышления и коррекцию зрительного восприятия «Замочная скважина» Ученикам предлагается через прорези сделанные на листе бумаги рассмотреть и определить, что хотел нарисовать художник? ? Что мы будем рисовать |
Слайд 17 |
Составление поэтапного плана рисования рисунка | |
Для выполнения работы нам понадобится шаблоны. 1. Лист бумаги кладем ГОРИЗОНТАЛЬНО 2. Кладем шаблон с цифрой 1 по середине листа. Обводим. 3. Кладем шаблон с цифрой 2 сверху. Обводим. 4. Кладем шаблон с цифрой 3 с низу по середине. Обводим. 5. Кладем шаблон с цифрой 4 с низу слева. Обводим. 6. Дополняем детали вертолета (иллюминатор) 7. Раскрашиваем цветными карандашами. |
Конверт 1 Учитель демонстрирует каждый этап урока. |
Техника безопасности | |
Напоминаю вам, что при работе, мы не размахиваемся карандашами. Карандаш не берём в рот. | |
Самостоятельное выполнение работы | |
Рисование по плану Шаблон №1 – корпус вертолета Шаблон №2 – лопасти Шаблон №3; 4 – шасси Оживляем фон |
Звучит тихая спокойная музыка Учитель оказывает помощь учащимся при выполнении работы с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. |
Итог урока | |
Выставка работ учащихся. Самооценка работ с комментарием (ученики оценивают свою работу в соответствии с правилами рисования). ПРАВИЛА 1 .Рисунок должен располагаться по середине листа. 2. При раскрашивании цветными карандашами не выходить за линию простого карандаша. 3. Штрих должен быть плотным. 4. Работа должна быть выполнена аккуратно. |