Решение задач по динамике на применение законов Ньютона

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


На уроке использовались методы – наглядный, практический, словесный, проблемно- поисковый, все формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальный опрос. Присутствовала смена видов деятельности: слушательная, учебная, коммуникативная, двигательная, визуальная. Удалось связать все этапы урока, заканчивая рефлексивным элементом, задавая вопрос: «Какой следующий шаг?». Чтобы уложиться в отведённое время, все этапы урока были распределены рационально. Это развивает у детей умение работать во времени. В экспериментальной задаче использовался исследовательский и частично- поисковый методы обучения, где учащиеся самостоятельно в изменённой ситуации проводят поиск, основываясь на прежнем опыте и знаниях. В последней задаче был использован дифференцированный подход: предлагались задания максимального уровня сложности, в котором учащиеся выполняли эти задания по своим способностям. Работа с технологической картой во время урока служит для осмысления учащимися своих знаний и самооценки, с помощью неё проводится контроль ЗУН. Безусловно, для контроля используется и лист оценки знаний. Методы контроля знаний: деятельностный – дети должны уметь сличить свой ответ с верным ответом, выполнить самопроверку, самооценку и видеть своё развитие, уметь по технологической карте отслеживать успешность, уметь ставить перед собой цель, уметь самостоятельно находить пути решения задачи, уметь работать по плану, самостоятельно преодолевать затруднения, уметь корректировать действия, уметь анализировать и адекватно оценивать свои собственные действия (они оценивают свои поступки), уметь общаться и согласовывать свою позицию с другими людьми, уметь делать адекватный выбор в соответствии с собственными возможностями.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.

Общедидактическая цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия. Показ учащимся жизненной значимости знаний, обобщения и систематизация знаний учащихся по данной теме.

Триединая дидактическая цель:

образовательная (обучающая) развивающая воспитательная
  • определить уровень усвоения знаний, определить какими терминами, понятиями владеют учащиеся;
  • систематизировать знания по теме «Законы механики Ньютона»;
  • применить полученные знания при решении задач.
  • развивать речь, словарный запас
  • развивать навыки работы в группе;
  • развивать умение быстро мыслить;
  • развить интерес к физике;
  • развивать навыки работы с таблицами, справочным материалом;
  • развивать умение сличать свое решение с верным ответом;
  • умение работать во времени;
  • умение работать по плану.
  • воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, дисциплинированности, ответственности, организованности, аккуратности;
  • развивать коммуникативные свойства личности;
  • формировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядный, практический, проблемно-поисковый

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, шарик на нити, лист бумаги с окружностью, лента измерительная, памятки с алгоритмами решения задач, технологические карты, карточки с заданиями, листы контроля знаний, калькуляторы, фломастеры, таблицы для рефлексии. Приложение 1.

ТСО: компьютер, проектор, смарт-доска.

Оформление доски: план урока, экран, данные задачи

План урока:

  1. Проверка домашнего задания;
  2. Повторение основных понятий;
  3. Решение экспериментальной задачи;
  4. Применение знаний при решении других видов задач.

Ход урока

Слайд 1.

I. Мотивация, целеполагание.

Какую тему мы заканчиваем изучать?

В чём состоит основное утверждение механики Ньютона? Приведите примеры из жизни.

Решая задачи по динамике- что самое главное?

Цель урока. Сегодня перед контрольной работой нам необходимо решить имеющиеся проблемы, ликвидировать пробелы, которые есть, и потренироваться решать задачи.

Поэтому давайте составим план работы урока: см. выше.

Записать тему урока в тетради.

Учитель напоминает, что в ходе урока заполняется лист оценки знаний и технологическая карта, которые позволяют провести самодиагностику и самоанализ.

Слайд 2.

II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания).

Слайд 3.

1. Учащийся выполняет у доски Smart-board задание:

Тело движется в жидкости. Изобразите силы, действующие на него в случаях, приведённых на рисунках. Объяснить.

- В каких случаях и какой закон выполняется? Сформулировать его. Приведите примеры из жизни.

2. Весь класс (в это же время) самостоятельно выполняет задания в словесной формулировке в виде неоконченных предложений.

Затем переворачивает ответы и слушает первого ученика, который ответив ставит «+» или «-».

Слайд 4.

Затем взаимопроверка – каждый сличает свой ответ с верным ответом на доске.

Ученики самостоятельно выполняют задания в словесной формулировке в виде неоконченных предложений, каждый сличает свой ответ с верным ответом на доске. В технологической карте в колонке «самопроверки» ставят «+» или « – ». Учитель предлагает критерий оценки знаний, с помощью которого ученики в листке контроля ставят : оценку «5» – если выполнено 9-10 заданий; «4» – если выполнено 7-8 заданий; «3» – если выполнено 5-6 заданий; «2» – если меньше 4 заданий.

Как можно назвать эти формулировки? (основные правила для создания чертежа для задач на второй закон Ньютона). Сформулируйте его.

3. Какой ещё закон мы не повторили? Сформулируйте его.

Рефлексия: что мы с вами повторили?

(законы и правила построения чертежа)

Молодцы. Вы очень хорошо потрудились, владеете терминами, основными понятиями.

Какой следующий шаг?

По чертежу записать закон движения.

III. Подготовка к обобщающей деятельности.

1) Слайд 5.

Работа с чертежами (в это же время)

У доски Smart-board один ученик по каждому чертежу должен записать закон движения в векторной и скалярной форме, второй ученик делает чертежи для заданных случаев. По выполненным заданиям учитель проводит фронтальный опрос класса, который сводится к повторению алгоритма решения задач по динамике на применение законов Ньютона.

В листе оценки знаний ставится «+» или «-» за каждое задание.

Рефлексия: что мы с вами повторили?

Какой следующий шаг?

(по чертежу должен записать закон движения)

2) Слайд 6

Качественная задача:

Лошадь тянет телегу, а телега действует на лошадь с такой же по модулю силой, направленной в противоположную сторону. Почему же лошадь везёт телегу, а не наоборот?

Слайд 7.

(По третьему закону Ньютона телега и лошадь действуют друг на друга силами, равными по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Но лошадь везёт телегу, а не наоборот, т.к. сила трения копыт о дорогу больше, чем сила трения колёс).

3) Применить полученные знания при выполнении экспериментальной работы «Определение силы упругости, действующей вдоль нити конического маятника».

В этой работе вы должны уметь:

  1. планировать свою деятельность;
  2. целенаправленно организовывать поиск новых знаний;
  3. развивать исследовательские умения;
  4. развивать умение работать в группах.
  5. для шарика конического маятника мы уже записали систему уравнений, давайте повторим её.

Слайд 8.

Вопросы:

1) как можно определить равнодействующую сил, действующих на конический маятник( масса шарика – 100г.) при помощи имеющихся на столе приборов?

  • штатив с муфтой и лапкой
  • динамометр лабораторный
  • линейка
  • шарик на нити
  • лист бумаги с окружностью
  • лента измерительная

2) Определите силу упругости нити F конического маятника по данным эксперимента.

Выполните эксперимент.

В тетради кратко запишите ход эксперимента.

Почему динамометр необходимо расположить так, чтобы его пружина находилась в плоскости окружности радиусом R?

Получилось у вас применить полученные знания при решении этой задачи?

Молодцы, вы самостоятельно нашли ответ на вопрос, используя цепочки логических рассуждений, проводя эксперимент, используя уравнение второго закона Ньютона для конического маятника.

Кто выполнил весь план эксперимента – в технологическую карту ставит «+», кто не выполнил – «?».

В листе оценки знаний поставьте оценки за обе части эксперимента.

Мы повторили основные правила и алгоритмы на конкретных заданиях.

Молодцы, вы умеете логически излагать свои мысли, анализировать явления. Эти умения вам пригодятся в жизни.

Какой следующий шаг?

Применить полученные знания при решении других задач.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: применить полученные знания при решении других задач.

В этой работе вы должны уметь:

  1. планировать свою деятельность;
  2. целенаправленно организовывать поиск новых знаний;
  3. развивать умение работать в группах.

1) Решаем задачу в группах по 4 человека, чтобы проверить имеющиеся навыки.

Вы – команда, работаете быстро, организованно, пользуетесь всеми необходимыми таблицами.

Работа в группах из 4 человек.

Задание: решить задачу используя основные правила для построения чертежа и алгоритмы решения задач. Первая группа, выполнившая задание, объясняет решение: 1-й ученик – 1-е задание, 2-й ученик – 2-е задание, 3-й ученик – 3-е задание, 4-й ученик – 4-е задание.

Слайд 9.

Задания:

  1. сформулировать алгоритм решения задачи;
  2. построить чертёж, используя основные правила;
  3. по чертежу записать уравнение – закон движения в векторной и скалярной форме;
  4. из полученных уравнений составить систему и решить её .

Учащиеся каждой группы следят за ответами одноклассников, активно дополняя или исправляя их.

В процессе объяснения в листке оценки знания за каждое задание каждый учащийся ставит + или ?

Слайд 10

Затем по критерию оценки знания ученик делает самооценку. Смогли ли вы применить полученные знания при решении конкретной задачи? Что мы умеем делать при решении таких задач? Строить чертёж, используя основные правила, по чертежу записать уравнение – закон движения в векторной и скалярной форме , из полученных уравнений составить систему и решить её .

Отвечая на эти вопросы заполняется технологическая карта.

Учитель проводит межпредметную связь: на каких уроках вы используете эти знания и умения?

V. Итог урока.

Выполнили ли мы план?

Мы достигли цели нашего урока?

В чем она заключалась?

Давайте подведем итог за работу на уроке.

Поставьте себе оценку за урок!

Дети, которые отвечали у доски, поставьте себе в листок оценки знаний + или знак ?

Молодцы, я довольна вашими ответами на уроке. Вы хорошо работали в парах и группах. Знания, полученные в этой теме, вам понадобятся при изучении более сложных тем.

VI. Домашнее задание (инструктаж).

Подготовиться к контрольной работе, по технологической карте посмотреть, что нужно вам повторить, а что ещё раз выучить.