Актуальность темы урока: определяется компетентностным подходом в образовании и ролью оценочных умений в организации учебно-познавательной деятельности.
Цель урока: освоение обучающимися критериев и показателей уровня компетентности в области химии углеводородов.
Задачи урока:
- Организовать совместную деятельность обучающихся в группах по анализу вопросов и решению задач в области химии углеводородов.
- Оценить адекватность использования пройденного материала.
- Подвергнуть рефлексии критерий, которые используются в определении уровня сформированности химических понятий.
- Произвести анализ успешности деятельности участников групп.
Методы активного обучения: работа в группах, мозговой штурм, элементы дискуссии
Средства
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
- комплект заданий, часть из которых взята из демонстрационных версий ЕГЭ;
- экспертный лист.
Формы урока: работа в группах.
Методологические основания: компетентностный подход в образовании, методология активного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Содержание и структура урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Формирование двух рабочих и одной группы экспертов, назначение секретаря.
2. Разминка. Проводится опрос двух команд по 7 вопросам. Результатом является баллы, начисленные команде группой экспертов за правильный ответ.
3. Основная часть. Работа обучающихся ведется с использованием презентации и включает следующие конкурсы:
- «Попытайка». Требуется провести линию, связывающую формулу углеводородов разных классов и их название по номенклатуре ИЮПАК.
- «Восстанови цепочку». Задача участников: закончить предлагаемые уравнения реакций, дописав формулы и необходимые коэффициенты.
- «Слабо решить?» учебные группы решают задачу на выведение молекулярной формулы вещества по массовой доле химического элемента и относительной плотности вещества [4].
- «Эксперимент». Командам предлагаются видео-опыты. По окончании просмотра необходимо написать уравнения химических реакций получения и горения соответствующих газов [5,6].
- Практико-ориентированный аспект. На основании полученных знаний команда дает ответ об использовании химических закономерностей в практике жизнедеятельности [7].
Групповая работа заключается в совместном поиске ответа и выборе члена группы, который будет представлять решение команды. На работу отводится 1/2 - 1 мин.
В процессе работы учитель просит обучающихся аргументировать свои ответы, основываясь на общей формуле вещества, принадлежности его к определённому классу, номенклатуре. Отмечает совместную работу команд и запрашивает оценки экспертов по заданным критериям.
Эксперты отслеживают время на выполнение заданий, оценивают ответы по заданным критериям и фиксируют результаты в экспертном листе (приложение 2).
Критерии оценивания:
- Правильность ответа;
- Логичность (аргументированность, последовательность);
- Ясность изложения формулировок
- Оригинальность;
- Ассоциативность, обобщенность;
- Уверенность ответа.
Ход оценивания: Эксперты заполняют специальные листы, в которых проставляют оценки по заданным критериям в пятибалльной шкале. При неправильном ответе команды учитель сообщает верное решение и в оценочном листе ставится прочерк в графе «правильность». Правильный ответ оценивается баллами: 1- неправильный ответ; 3 – частично правильный (т.е. не названа дата, но указана фамилия ученого, открывшего вещество); 5 – правильный ответ. Другие критерии оцениваются независимо от учителя. Секретарь суммирует баллы после каждого конкурса.
4. Подведение итогов. По результатам оценивания определяется группа - победитель. Обсуждается вклад различных критериев в общую оценку. Учитель обращает внимание на то, что «победа достигается не только за счет знаний, но и способности их применять на практике во взаимодействиях с другими людьми».
Ожидаемые результаты:
- Развитие рефлексивных навыков в организации совместной учебной деятельности;
- освоение критериев оценки собственного уровня предметной компетентности;
- развитие способностей к проектированию индивидуального образовательного маршрута;
- навыки самопрезентации, социального взаимодействия и ценностной ориентации на сотрудничество.
Критерии и показатели эффективности: положительный эмоциональный фон урока; кооперация обучающихся; сходство оценок экспертов; суждения обучающихся относительно уровня собственных ответов и возможностей дальнейшего самообразования.
Анализ и обсуждение результатов урока: урок показал свою эффективность.
Выводы и рекомендации: данный урок может быть использован при обобщении других тем.
Использованные источники информации:
- Учебник «Химия-10. Профильный уровень». О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Дрофа. 2011 г.
- http://nanoworld.org.ru/topic/212/ - трехмерная модель молекулы бензола.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8c113f6-5d18-96a2-84ae-aef37fcc8d57/00119627211535778.htm - трехмерная модель молекулы ацетилена.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 10-11 классов : пособие для учителя / А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. – 79 с.-, с. 9,10.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm - получение и горение ацетилена.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e8f612a-b762-9f6b-de63-c5dc1d3e64c5/index.htm - получение и горение метана
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решение/ Орктоус, «Родничок», 1996 г.