Урок физики "Своя игра". 9-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Для чего решаются задачи в школе? Наверное, для того, чтобы научиться решать задачи жизни. Очень важно выделять в окружающей жизни задачи, ставить вопросы. Энрико Ферми утверждал, что “человек знает физику, если он умеет решать задачи”. В данной презентации я показала один из приемов, как можно “оживить” и без того сложный урок – решение задач по физике. Замечательно то, что на таком уроке появляется желание решать задачи у тех ребят, которые на обычных уроках старались просто “отсидеться и отмолчаться”. Так появляется интерес к физике как к предмету, а потом как к науке. Такие уроки помогают учащимся строить интеллект-карты (карты движения) групповые и индивидуальные.

Тип урока: Применение знаний, умений и навыков при решении задач по темам: “Кинематика. Динамика. Законы сохранения энергии и импульса” в 9 классе.

Цели урока

интенции конкретные
Социальные – получение навыков демократического решения возникающих проблем. Общеучебные – умение ставить перед собой цель и планировать свою деятельность сообразно цели.
Личностные – приобретение навыков общения и работы в группах. Предметные – знание основных понятий, явлений, законов, умение решать задачи разных уровней.

Форма урока: Проблемная.

Задачи урока: 

задачи учителя  задачи ученика
Образовательная
Формировать взаимосвязь знаний и реальности;
Когнитивные
– Применять физические знания при решении типовых и нестандартных задач;
– Предлагать гипотезы для объяснения физических задач.
Воспитательные
Научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
– Уметь согласовывать свои действия с действиями партнера;
– Научиться идти на компромисс. 
Психомоторные
– Уметь, слушая, услышать собеседника;
– Уважать мнение собеседника, даже если оно отлично от вашего. 
Развивающие
Уметь анализировать ситуацию;
– Составлять личную карту (маршрут движения).
 Аффективные
– Развивать мышление до осознания своей познавательной деятельности и умение контролировать ее;
– Способность к рефлексии;

Эпиграф:

“Никогда не знаешь, на что ты способен, пока в деле себя не испробуешь” (пословица)

Ход урока

I. Организационный момент.

Цели данного этапа:

  • Психологический настрой учащихся;
  • Обеспечение комфортной обстановки на уроке;

Игра

“Сделать глубокий вдох и задержать дыхание – активизирует.
Сделать глубокий выдох и задержать дыхание – успокаивает

Отвечают на два вопроса (письменно):

  1. Чего ждете от этого урока?
  2. Какую оценку на уроке хотели бы получить?

II. Фабула урока-игры.

Игра проводится в два раунда. Каждый раунд содержит по 2 сектора

1-й раунд

  • 1-й сектор – Не ударим в грязь лицом.
  • 2-й сектор – Быстро и в точку

2-й раунд

  • 1-й сектор – Как аукнется, так и откликнется
  • 2-й сектор – Олимпийские резервы.

В секторах первого раунда по 7 задач, а в секторах второго раунда по 4 задачи. Каждой задаче соответствует своя кнопка и свой балл. При нажатии на кнопку появляется задача, а по щелчку (на пустом месте) всплывает ответ. Переход на исходную позицию осуществляется стрелкой “Дальше”. Переход на второй раунд так же осуществляется стрелкой. Работа ребят оценивается по количеству набранных баллов.

III. 1-й раунд.

1-й сектор “Не ударим в грязь лицом”

  1. Какую систему координат мы используем при игре в шахматы. (двумерную)

  2. “Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей…..”
    (“Руслан и Людмила” А.С. Пушкин)
    Можно ли по следам определить направление движения зверей? Людей? Что называется траекторией? (у зверей – можно, у людей – нельзя; линия, вдоль которой движется тело)

  3. В изнеможении готов уже был он (Черевик) упасть на землю, как вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним……Дух у него занялся….Черт! Черт! – кричал он без памяти, утроив силы…
    (Н. Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”)
    А как называется этот вид движения? (равноускоренный)

  4. “Один говорит: ”Побежим, побежим”, другой говорит: ”Постоим, постоим”, третий говорит: ”Пошатаемся, пошатаемся”.
    Ответ у этой загадки – вода, берег, трава.
    Объясните эту загадку с точки зрения относительности движения.

  5. Паниковский нес свою долю ( двухпудовую гирю) обеими руками, вытянув живот и радостно пыхтя… Иногда он никак не мог повернуть за угол… Тогда Шура Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление. (И. Ильф, Е. Петров “Золотой теленок”)
    Поясните, что же происходило с Паниковским? (он двигался по инерции).

  6. Падает зернышко в узкой меже.
    Надо же, с ускорением…
    Падают камни в ущельях глухих.
    Опять ускорение… и у них.
    Что мы не кинем, что мы не бросим –
    Все ускорение… и …
    Падает тело, воздух сверля.
    Всех притяжением ловит Земля!
    О каком движении идет речь? Дайте определение такому движению. (свободное падение)

  7. Под снежком – ледок.
    Скользко, тяжко,
    Всякий ходок
    Скользит – ах бедняжка!...
    (А. Блок “Двенадцать”)
    Почему это происходит? А как можно увеличить силу трения? (посыпать песком)

2-й сектор “Быстро и в точку”

  1. Назовите шахматные фигуры, которые двигаются только прямолинейно? (все, кроме коня)

  2. Когда автомобиль движется все время со скоростью поезда? (Когда он находится на платформе поезда)

  3. Козьма Прутков – говорил: “Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь, да отдален”.
    От чего зависит “отдаленность” или “близость” одного и того же пункта? (от выбора тела отсчета)

  4. Да, существуют системы отсчета,
    Где все для нас необычное что-то,
    Где все тела в равномерном движении
    Или в спокойном лежат положении.
    О каких системах здесь идет речь? Прочтите первый закон Ньютона.

  5. Притяжение двух масс
    Мы видали, и не раз.
    Как, привязанные, где-то,
    К Солнцу тянутся планеты.
    У Луны к Земле давно
    Притяжение дано.
    1. О чем здесь идет речь?
    2. Прочтите закон всемирного тяготения?
    3. Запишите математическую формулу этого закона.

  6. Верно ли утверждение: при перетягивании каната побеждает тот, кто прикладывает к канату большую силу? (не верно, побеждает тот, для кого больше максимально возможное значение силы трения покоя между подошвами и полом).

  7. Согласно древнегреческой легенде Одиссей выстрелил из лука так, что стрела пролетела через 12 ушек топоров, поставленных строго горизонтально. Почему это невозможно, сделать, если расстояние между ближайшими топорами больше длины стрелы? (в поле тяготения стрела может двигаться по прямой только тогда, когда ее начальная скорость направлена вертикально вверх или вниз. В остальных случаях стрела будет двигаться по параболе)

IV. 2-й раунд.

1-й сектор “Как аукнется, так и откликнется” 

  1. Колобок прокатился от дома до Лисы за полчаса. Сколько оборотов сделала его голова, если скорость Колобка 10 км/час, а радиус головы 10 см?

      (ответ: n = 7961 оборот)

  2. Чтобы взлететь, Змею Горынычу надо набрать скорость 72 км/час относительно воздуха. Он разгоняется с ускорением 0,2 м/с2. Сможет ли Змей Горыныч совершить боевой вылет или ему придется совершить пеший набег, если длина самой большой поляны в дремучем лесу 900 м?
    ();
    S – больше длины самой большой поляны в лесу, следовательно, змею придется передвигаться пешком.)

  3. Ракетный двигатель в ступе Бабы-Яги развивает усилие в 5кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-Яга, если ее масса вместе со ступой составляет 250 кг?

  4. Стрела Ивана Царевича массой 100г в момент падения в болото имела скорость . С какой силой тормозила Царевна-лягушка, если после того как она поймала стрелу, ее тормозной путь был равен 10 м?

2-й сектор “Олимпийские резервы

  1. Любопытный удав Каа длиной 6м, находящийся на горизонтальной поверхности земли, решил рассмотреть дно глубокой и широкой ямы. Сколько метров любопытного удава может свободно висеть над ямой до того момента, пока он не сорвется? Коэффициент трения удава о поверхность равен 0,2. Считаем, что удав Каа имеет однородную плотность и постоянное сечение туловища.
    , -масса повисшей над ямой части удава. Так как  то

  2. Один конец пружины жесткостью 400 Н/м укреплен на потолке лифта, а к другому концу привязан груз. Если сложить удлинения пружины при движении лифта с ускорением, равным 2 м/с2, направленным вверх и вниз, то полученный результат будет равен 0,4 м. определите массу груза.
    (m = 8кг)

  3. С какой начальной скоростью надо бросить вниз мяч с высоты 1 м, чтобы он после абсолютно упругого удара подпрыгнул на высоту 1,5 м. Сопротивлением пренебречь.

  4. Какую скорость приобретает яхта “Беда” под командованием знаменитого капитана Врунгеля, если с ее кормы выстрелить одновременно пятью тысячами бутылок шампанского? Объем бутылки – 0,7 л, масса яхты – 3 т. Считать, что шампанское вылетает из бутылки мгновенно, а плотность шампанского равна плотности воды. Скорость струи равна 5м/с.

V. Рефлексия.

“Незаконченные предложения”

Цели:

  • выявить личные проблемы в своей деятельности;
  • оценить значимость решаемых задач или рассматриваемых вопросов;
  • определить уровень осмысления, осознания происходящих процессов на уроке.

Инструкция: ребятам предлагается закончить односложно следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня на уроке, – это…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем уроке было….
  3. Сегодня я понял (а), что….

Приложение.