Урок математики с электронными образовательными ресурсами по теме "Многогранники". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  1. Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда.
  2. Показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда.
  3. Сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде.
  4. Развивать:
    • навыки нахождения объема прямоугольного параллелепипеда;
    • навыки работы с различными программными обеспечениями и интернет ресурсами;
    • подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению эффективности восприятия материала.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Формы работы учащихся: коллективное обсуждение, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя с подключением к интернету, видеопроектор.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • геометрические фигуры (тела);
  • предметы имеющие форму многогранников;
  • прямоугольный параллелепипед.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, чертежный треугольник.

2. Сообщение темы урока и цели.

Тема нашего урока: «Прямоугольный параллелепипед».

Цели урока: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде.

3. Актуализация знаний.

Повторить понятие прямоугольника, его обозначение, измерения сторон, нахождение периметра.

Построить на доске прямоугольник, обозначить его ABCD, назвать его вершины, стороны. Измерить стороны и найти периметр построенного прямоугольника. Повторить понятие диагонали. Построить для данного прямоугольника диагонали.

4. Изучение нового материала.

Показать рисунок «Геометрические тела» с помощью ресурса Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/ Слайд первый.

Рисунок 1

Вопрос. Как Вы думаете, по какому признаку эти фигуры на рисунке разбиты на группы?

Ответ. В первой группе изображены тела, поверхность которых составлены из плоских фигур – многоугольников. Эти многоугольники называются гранями, а сами тела – многогранниками. Во второй группе тела ограничены не только плоскими поверхностями. Это круглые тела: цилиндр, шар, конус.

Показать рисунок «Предметы, имеющие форму многогранника» с помощью Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/ Слайд второй.

Рисунок 2

Вопрос. По какому признаку можно эти предметы разбить на две группы?

Ответ. Предметы первой группы имеют форму различных многогранников: карандаш – форма шестиугольной призмы; крышка и нижняя часть коробки для дискет – форма пирамиды, у которой отсечены верхняя часть, т.е. усеченной пирамиды; калькулятор и верхняя часть проектора – форму многогранников, не имеющих специального значения.

Предметы второй группы имеют форму прямоугольного параллелепипеда.

Задание на логику и смекалку.

ПАРАЛЛЕЛОС в переводе с древнегреческого буквально означает «идущие рядом», ЭПИДОС – «плоскость».

Объясните, почему прямоугольные параллелепипед получил такое задание.

Показать рисунок «Прямоугольный параллелепипед» с помощью Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/ Слайд третий.

Рисунок 3

Задать учащимся вопросы:

- Какой фигурой является грань параллелепипеда?

- Все ли грани одинаковые?

- Какие грани являются одинаковыми?

- Сколько вершин у параллелепипеда?

- Что представляют собой ребра?

- Сколько ребер?

- Есть ли одинаковые ребра?

Все ответы сопровождаются показом на слайде.

Задание:

  1. Приведите примеры предметов окружающей обстановки, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (№907 учебника).
  2. Построить на доске и в тетрадях изображение прямоугольного параллелепипеда. Обозначить его.

5. Закрепление нового материала.

Ответить на вопросы заданий 908, 910 учебника.

№908. Маша сказала: «Я думаю, не обязательно пересчитывать ребра и вершины прямоугольного параллелепипеда, чтобы узнать их число. Можно рассуждать так: параллелепипед имеет 6 граней, каждая грань имеет 4 стороны, значит, параллелепипед имеет 6*4=24 ребра. Рассуждая точно также по поводу вершин, получаем, что параллелепипед имеет 6*4=24 вершины».

Найдите ошибки в рассуждениях Маши.

№910. Скажите, верно ли, что:

  • любой куб – это прямоугольный параллелепипед;
  • некоторые прямоугольные параллелепипеды имеют форму куба;
  • некоторые кубы имеют форму прямоугольного параллелепипеда;
  • некоторые пирамиды имеют форму куба;
  • любой прямоугольный параллелепипед – куб.

6. Подведение итогов.

Вопрос. Чем занимались сегодня на уроке?

Ввели понятие прямоугольного параллелепипеда.

На модели и третьем слайде (http://school-collection.edu.ru /catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/) с помощью Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов прямоугольного параллелепипеда показать вершины, ребра и грани.

Домашнее задание:

  1. Изучить материал параграфа (с. 233-234).
  2. Выполнить задания учебника 909, 911.