Цели и задачи урока:
- Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда.
- Показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда.
- Сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде.
- Развивать:
- навыки нахождения объема прямоугольного параллелепипеда;
- навыки работы с различными программными обеспечениями и интернет ресурсами;
- подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению эффективности восприятия материала.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Формы работы учащихся: коллективное обсуждение, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя с подключением к интернету, видеопроектор.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- геометрические фигуры (тела);
- предметы имеющие форму многогранников;
- прямоугольный параллелепипед.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, чертежный треугольник.
2. Сообщение темы урока и цели.
Тема нашего урока: «Прямоугольный параллелепипед».
Цели урока: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде.
3. Актуализация знаний.
Повторить понятие прямоугольника, его обозначение, измерения сторон, нахождение периметра.
Построить на доске прямоугольник, обозначить его ABCD, назвать его вершины, стороны. Измерить стороны и найти периметр построенного прямоугольника. Повторить понятие диагонали. Построить для данного прямоугольника диагонали.
4. Изучение нового материала.
Показать рисунок «Геометрические тела» с помощью ресурса Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/
Слайд первый.
Рисунок 1
Вопрос. Как Вы думаете, по какому признаку эти фигуры на рисунке разбиты на группы?
Ответ. В первой группе изображены тела, поверхность которых составлены из плоских фигур – многоугольников. Эти многоугольники называются гранями, а сами тела – многогранниками. Во второй группе тела ограничены не только плоскими поверхностями. Это круглые тела: цилиндр, шар, конус.
Показать рисунок «Предметы, имеющие форму многогранника» с помощью Единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/
Слайд второй.
Рисунок 2
Вопрос. По какому признаку можно эти предметы разбить на две группы?
Ответ. Предметы первой группы имеют форму различных многогранников: карандаш – форма шестиугольной призмы; крышка и нижняя часть коробки для дискет – форма пирамиды, у которой отсечены верхняя часть, т.е. усеченной пирамиды; калькулятор и верхняя часть проектора – форму многогранников, не имеющих специального значения.
Предметы второй группы имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
Задание на логику и смекалку.
ПАРАЛЛЕЛОС в переводе с древнегреческого буквально означает «идущие рядом», ЭПИДОС – «плоскость».
Объясните, почему прямоугольные параллелепипед получил такое задание.
Показать рисунок «Прямоугольный параллелепипед» с помощью Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/
Слайд третий.
Рисунок 3
Задать учащимся вопросы:
- Какой фигурой является грань параллелепипеда?
- Все ли грани одинаковые?
- Какие грани являются одинаковыми?
- Сколько вершин у параллелепипеда?
- Что представляют собой ребра?
- Сколько ребер?
- Есть ли одинаковые ребра?
Все ответы сопровождаются показом на слайде.
Задание:
- Приведите примеры предметов окружающей обстановки, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (№907 учебника).
- Построить на доске и в тетрадях изображение прямоугольного параллелепипеда. Обозначить его.
5. Закрепление нового материала.
Ответить на вопросы заданий 908, 910 учебника.
№908. Маша сказала: «Я думаю, не обязательно пересчитывать ребра и вершины прямоугольного параллелепипеда, чтобы узнать их число. Можно рассуждать так: параллелепипед имеет 6 граней, каждая грань имеет 4 стороны, значит, параллелепипед имеет 6*4=24 ребра. Рассуждая точно также по поводу вершин, получаем, что параллелепипед имеет 6*4=24 вершины».
Найдите ошибки в рассуждениях Маши.
№910. Скажите, верно ли, что:
- любой куб – это прямоугольный параллелепипед;
- некоторые прямоугольные параллелепипеды имеют форму куба;
- некоторые кубы имеют форму прямоугольного параллелепипеда;
- некоторые пирамиды имеют форму куба;
- любой прямоугольный параллелепипед – куб.
6. Подведение итогов.
Вопрос. Чем занимались сегодня на уроке?
Ввели понятие прямоугольного параллелепипеда.
На модели и третьем слайде (http://school-collection.edu.ru /catalog/res/c473e3ad-34fe-4679-a908-7ee15a8b4477/view/) с помощью Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов прямоугольного параллелепипеда показать вершины, ребра и грани.
Домашнее задание:
- Изучить материал параграфа (с. 233-234).
- Выполнить задания учебника 909, 911.