Общедидактическая цель учебного занятия: организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.
Триединая дидактическая цель.
Образовательный аспект:
- формирование у учащихся умений решать математические задачи по теме «Параллельные прямые»;
- развивать способность проводить доказательства при решении задач;
- способствовать развитию навыка самостоятельного поиска решения задач.
Развивающий аспект:
- развивать логическое мышление;
- способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию письменной речи, формирование навыков владения математическими терминами;
- способствовать развитию эмоциональности учащихся средствами разноуровневых заданий, составленных с учетом возможностей учащихся.
Воспитательный аспект:
- формирование коммуникативных качеств личности: умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;
- способствовать формированию устойчивого внимания, настойчивости, ответственности;
- формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли.
Цель для учащихся:
- развивать умения проводить доказательства в математических задачах;
- развивать умения проводить и обосновывать собственное решение задачи.
Планируемый результат: учащиеся самостоятельно анализируют условие задачи, составляют устный и письменный ответ на поставленную задачу.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый метод;
- метод проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование урока:
- мультимедийные средства, презентация (Приложение 1);
- раздаточный материал с задачами каждой группе учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места, необходимых предметов и инструментов.
2. Проверка домашнего задания.
Самопроверка по готовому решению.
3. Подготовка к работе на основном этапе.
Звучит отрывок стихотворения:
«Эти линии все знают.
Направления храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Мы частенько их встречаем,
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
В нотоносце целых пять…»
( Н.К. Шабалина)
О каких линиях идет речь в этом стихотворении? Дети дают ответ.
Тема нашего урока «Параллельные прямые» – последний урок по данной теме, следующий урок – контрольная работа. (Приложение 1. Слайд 1)
Учащиеся формулируют цели урока:
Знать: определение параллельных прямых, признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых.
Уметь: решать задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых разного уровня сложности. (Приложение 1. Слайд 2)
Работа с презентацией. Учащиеся формулируют определение параллельных прямых, признаки и свойства, работают с картой своего района. (Приложение 1. Слайд 3-7)
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы и заполнению листа самоконтроля. (Приложение 1. Слайд 8)
Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания и составлена в трех вариантах (Приложение 2). На каждую задачу отводится 6-7 минут, по истечению времени ученик от каждого варианта предлагает решение задачи классу. Учащиеся проводят самопроверку и отмечают в листе самоконтроля свой результат.
5. Этап подведения итогов.
По итогам выполнения всей работы учащиеся оценивают свою работу и выставляют оценку. Учитель дает оценку работы групп учащихся.
6. Этап рефлексии.
Учащиеся дают оценку собственной деятельности и взаимодействия с другими учащимися. (Приложение 1. Слайд 9):
- На уроке мы повторили ...
- Я запомнил(а), что ...
- Мне понравилось ...
- Мне было сложно ...
7. Этап информации о домашнем задании.
Учащиеся получают дифференцированное домашнее задание по учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9». (Приложение 1. Слайд 10).
Урок окончен.