Ритуальная педагогика в образовательном процессе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Понятие о ритуале.

Ритуал – установившийся порядок, упорядочение действий.

Слово “ритуал” из духовной терминологии (дух – это стержень всего человека). Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполняемым, легкоисполняемое – приятным, приятное становится любимым.

Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду (например, кашу только соленую, если дома готовили так); если мама завязывает шарф назад, то только так его и одевают, изменения вызывают протест. Поэтому вводя детей в понимание ритуала, в его усвоение, мы добиваемся не только их развитие, но и не тратим усилий на дисциплину.

У детей образуются добрые правила и прочные навыки.

2. Формы организации жизни взрослых и детей

РИТУАЛ – УПОРЯДОЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

ФОНОВОСТЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ
  1. День труда
  2. День открытия мира
  3. День искусства
  4. День радости (смехотушки)
  5. День игр и театров
Утро: встречи, 4 строчки наизусть, открытие

Ежедневный ритуал

Тропа здоровья: хлопки, прыжки, медиативная ходьба и бег, упражнения в кругу.

10 минут грамоты.
Ни дня без книжки
Развивающие игры.
Ритмы и расслабления

Использование ритуальных предметов, как древних явлений культуры (меч, веревочка, колокольчик, зеркальце, орешки), как стимулов саморазвития

Ритуальное планирование месяца

ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

Организация поисковой деятельности с детьми, стимуляция мышления, создание ситуаций, в которых дети трудятся, взаимодействуют

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА

Деятель, “ученый” с собственной лабораторией – пятью чувствами.

Радость самовыражения

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Пассивное, активное участие в жизни. Уважение результатов труда. Воспитание ответственности перед обществом. Помощь младшим. Уважение старших

Личностно-ориентированный подход, развитие каждого ребенка в его ритме.

Повседневная жизнь детей спланирована в ежедневном ритуале, следует только вытащить из картотек фактические игры, упражнения, тексты загадок, песенок и держать их под рукой до полного усвоения всеми ребятишками, затем подготовить другие карточки с текстами.

3. Фоновые дни

Так же, как виды деятельности в картотеку входят дни недели.

  • Понедельник – день труда,
  • Вторник – день открытия мира,
  • Среда – встреча с искусством,
  • Четверг – день “смехотушек”,
  • Пятница – традиционно день театра и кино.

Пояснение к одному из фоновых дней:

Понедельник – день труда.

День Труда начинается с традиционной уборки детьми своего шкафчика – его чистят, моют, приводят вещи в порядок.

Следующее “общее дело” – уборка группы.

Перед сном воспитатель читает книжку, в которой упоминается о какой-нибудь профессии, картинки с профессиональной тематикой тоже целый день висят на видном месте, их рассматривают, о них разговаривают.

Профессий очень много, и всегда найдется новая, интересная, самая популярная среди детей профессия. А кем работают папы и мамы? Согласитесь, наши дети часто не только не знают, чем занимаются их родители, но не знают, где и кем они работают.

Во второй половине дня ребята чинят потрепанные за неделю книжки, приносят из дома свои. Можно починить сломанную игрушку, “вылечить” куклу. На прогулке дети расчищают дорожки, собирают опавшие листья, подбирают веточки.

Все это сопровождается хороводами, фольклорными играми, потешками, “вынутыми” из картотеки. Воспитатель видит, как девочка неаккуратно бросила тряпку, заметил, что вещи не в порядке и шкафчик грязноват: “Видно Дуньку по воротам, как блины она печет”. “Причем тут ворота?” – напрашивается вопрос. Если неаккуратно месить тесто, спешить с выпечкой – тесто окажется по всему дому и на воротах. Любому прохожему станет ясно, что хозяйка нерадивая.

В заботах и играх день спланирован и проведен. Таким образом, в нем нашлось место и планированию (о котором, кстати, в курсе и воспитатель, и дети), и маленьким неожиданностям в виде игр и фантазий, запечатленным в знакомых и новых карточках.

Вторник – день открытия мира.

“Дети, если пчелы облепили акацию, что это значит?”

Ответы могут быть разными, и вовсе неверными. Порой отгадку не могут подсказать ни родители, ни воспитатель соседней группы. Главное здесь – размышление, вторник – день открытий. “А еще, а еще?” – ключевые слова взрослого. Вокруг пчел и акации могут родиться самые неожиданные рассказы. Попутно можно устраивать опыты (тонет – не тонет, что такое воздух, а ветер?)

Если вторник не раскрыл своих возможностей полностью, он может перекочевать в другой день недели, и карточки останутся актуальными, пока не утолят детского любопытства, пока каждый ребенок не поразмышляет над их историей.

Вслед за последней версией, как правило, поступает предложение заглянуть в словари и энциклопедии. Интересно угадывать, но еще интереснее узнавать истинность явлений. Так, о чем говорят нам пчелы вокруг акации? Дождь будет. А почему? Ищем дальше...

Карточки вторника.

Примета: если пчелы облепили акацию, в лес не ходи – будет дождь. Белая и желтая акации перед дождем выделяют в центре каждого цветка капельку душистого нектара. Он-то и привлекает к акациям пчел и других насекомых.

То же самое происходит со смородиной, жимолостью, донником,

Карточки подвижных ручек.

Это – КЛЕН. К дождю на нем появляются капельки воды в том месте, где черенки листьев прикрепляются к веткам. Среди “плакучих” барометров, клен – рекордсмен: он предсказывает ненастье за 3–4 дня до дождя!!!

КОНСКИЙ KАШТАН тоже “плакса”, начинает плакать “липкими” слезами уже за 1–2 суток до дождя.

Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения

Секрет узнавания растениями приближающегося ненастья: в растениях много воды, она вся время испарения. Поступающая из земли влага начинает капать с листьев, за счет увеличения выделения сладкого нектара, с ее участием меняется положение листьев, лепестков, веток.

Руки подняты вверх, скрещены, пальцы разведены – солнечные лучи

4. Ежедневный ритуал

Утро: встречи, касания, 4 строчки наизусть Добрая мысль миру, “открытие красоты…”
Тропа здоровья: хлопками пробуждаем солнышко и радость внутри себя, медиативная ходьба и бег, прыжки, упражнение в кругу и врассыпную.
Математика
(во всех возрастных группах)
не менее 10 минут. Как угодно. В повседневной жизни, на занятиях, во время игр
Развивающие игры
Диалоги-размышления
или
Нежные игры, упражнения, игры поддержки. (“Ты не один в мире”)
или
“любовалки”, “удивлялки”
или
игры на развитие воображения
Ни дня без книжки
Ритуальные предметы
Ритмы:
на развитие внимание, слуха, для рождения радости
или
игры на расслабление

Комментарий к каждому ритуалу

Ритуал 1.
УТРО. ЧЕТЫРЕ СТРОЧКИ НАИЗУСТЬ.

1. СТИХИ

Там, где капустные грядки
Красной волной поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
(Сергей Есенин, отроком)

2. СЧИТАЛОЧКА

Завтра с неба прилетит
Синий-синий, синий кит
Если он не прилетит,
Значит, это был не кит.
Это был Карабарон,
Кто не верит – выйди вон!

3. ЗАГАДКА

Сижу верхом, неведомо на ком. (Шапка)

УТРО, ДОБРАЯ МЫСЛЬ МИРУ.

“Мы желаем здоровья всем людям на ЗЕМЛЕ”

УТРО. ОТКРЫТИЕ КРАСОТЫ.

Полюбоваться зеркалом лужицы, отражением неба, облаков, деревьев, нас самих. Подуть на воду лужицы, стерев рисунок, и опять дождаться отражения, заметив изменения в нем.

Ритуал 2.
ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Примерный комплекс упражнений для любого возраста.

  1. Зажечь внутри себя “солнышко”: попрыгать, похлопать в ладошки, произнеся: радость, радость, радость.
  2. Обняться с небом: потянуться вверх, приподнять носки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.
  3. Поклониться Матушке Земле до полу.
  4. Изобразить волны руками, разведенными в стороны.
  5. Стать ветряной мельницей (руками делать большие круги по обе стороны туловища)
  6. Сделать круг дружбы. Обняться за плечи, покачаться, произнеся: “Пусть миру будет хорошо оттого, что мы с тобой есть”
  7. Сойтись в “тугой кулачок”:

Вместе (о счастье!)
Крикнем – УРА!
Пусть нас веселых
Видит Земля!
“Пусть миру будет хорошо оттого, что мы есть”.

Ритуал 3.
ГРАМОТА

Рассказать о самой русской букве Ё, которая всегда берет на себя ударение: воспитатель пишет её печатно и прописью.

Дети тоже пробуют её писать, кто как сумеет, приговаривая под руку: “И-и– раз!”

Самые удавшиеся буквы берут в кружки, и дети пририсовывают: ним лучики –солнышко.

Игра “Цепочка слов с Ё” (елки, ёж, Ерёма, орёл, лётчик, пулемётчик, даёт, плывёт, поет, ёрш, моё, твоё, копьё)

Если в начале дети затруднятся, взрослый даёт образец, а дети добавляют по ассоциации.

Ритуал 4.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

а) Назови 5 мелких предметов, которые ты видишь. 5 красных, 5 длинных и т. д.

б) Диалоги – размышления:

Что такое “Мур клуб”?

в) Нежные игры: “Кривая уточка, хромой петушок”.

Дети сидят в кругу, ведущий, прихрамывая, идет внутри круга, как бы устав, присаживается на колени товарища, тот должен его приласкать: погладить, шепнуть ласковое слово – после этого они меняются ролями.

г) Игры поддержки

(Ты не один в мире”) Когда кто-то устал или огорчился, все становятся в круг и передают ему по цепочке рукопожатие и сдувают с ладошки поцелуй.

д) Игры на развитиевоображения.

Предложить детям поднять вверх ручку и мысленно увеличить ее так, чтобы можно было погладить по “макушке” деревце.

Ритуал 5.
НИ ДНЯ БЕЗ КНИЖКИ

Ритуал 6.
РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Прыгалка, мяч большой, шарики или грецкие орешки, 2 маленьких мячика для “жонглирования” вверх и вниз, веревочки для выкладывания из неё рисунков.

Сегодня учим перешагивать и перепрыгивать через длинную прыгалку, покачиваемую по низу двумя ребятишками или вращаемую по кругу, перебегать на другую сторону её.

Ритуал 7.
РИТМЫ

а) Игра “Эхо” – дети должны повторить все вместе ритмический рисунок хлопков, передать по цепочке хлопки.

б) Игра на расслабление.

Воспитатель предлагает детям представить себе, что она – это вода речки, а дети – водоросли, они повторяют с поднятыми вверх руками плавные покачивания, которые рождают бегущие воды реки.

5. РИТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1. Семь чудес детских радостей и наслаждений
1) встреча-касание (ежедневно)
2) пение (ежедневно)
3) поэзия

или

(ежедневно)
3) фольклор (ежедневно должно быть что-то корено или радостное)
4) слушание музыки или музыка как фон (ежедневно)
5) минутки любования, созерцания (как можно чаще, но не реже одного раза в неделю)
6) приятные запахи (как можно чаще, но не реже одного раза в месяц)
7) смехотушки (шутки, забавы, проказы, озорство, докучные сказки, веселые стихи, юмористические рассказы, веселые дразнилки, вопросы-шутки, озорные диалоги, разговоры на тарабарском языке и т.д.) (как можно чаще, по четвергам обязательно)
2. Подарим детям утро
1) встреча-касание (ежедневно)
2) одно из 7 чудес детских радостей и наслаждений (ежедневно)
3) тропа здоровья

или

(ежедневно)
3) народная игра (ежедневно)
4) гимнастика

или

(ежедневно)
4) игра большой подвижности (ежедневно утром после дневного сна)
3. Зернышко здоровья
1) закаливание, босохождение и плавание (по выбору воспитателя, по договоренности с родителями, 1 раз в месяц, полный день)
2) прогулки-походы – обеспечение воспитателем одного часа спортивного дыхания (ежедневно на воздухе (с экскурсией в музей, на выставку, в парки))
3) способы сохранения здоровья и саморегуляция (маленькие валеологи) (по ситуации, как можно чаще)
4) игры с прыгалкой или работа на тренажерах (ежедневно)
5) специальные и интенсивные упражнения (обязательно в гимнастику)
4. Жизнемыслие
1) гуманизация отношений, создание условий для общения (обязательное условие всякой детской деятельности)
2) поэзия во всем (обязательное условие всякой детской деятельности)
3) диалоги (ежедневно)
4) детские монологи, разговоры о всякой всячине или сочинительстве (ежедневно)
5) ни дня без книжки (ежедневно)
6) игры на развитие воображения (как можно чаще, но обязательно 1 раз в неделю)
7) проведение “уроков” наблюдений

или

(1 раз в месяц)
7) удивительные секреты (догадки и напрямки) (1 раз в 2–3 месяца)
8) здравствуй, мир – Академия детских наук (ежедневно 10 минут)
9) грамота, как река жизни (ежедневно 10 минут)
10) веселая математика (по ситуации)
11) учись читать книгу природы (ежедневно по ситуации)
12) добродеяния и уроки нравственности (добринки) (ежедневно по ситуации)
13) работа у доски и театр рук  
14) вхождение в иные культуры (2 дня в неделю должны проходить полностью на иностранном языке)
15) детский сад является Академией детских наук “с живыми знаниями, предлагаемыми в занятиях) с маловыраженными целями, рассеянными в течение дня (тема и количество, последовательность и длительность занятий тесно связана с интересами детей, разумением и творчеством воспитателя)
16) ритмы (ежедневно)

Можно выдвигать красивые идеи, рисовать красивые схемы и даже красиво мыслить, но результат будет нулевым. Только ежедневность, исполнение задуманного даст плоды.