Цели урока:
Обучающий аспект: формировать умение правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.
Развивающий аспект:
- развивать умение определять тему, формулировать цели урока;
- продолжать работу по развитию речи (умение применять знание норм грамматики в различных ситуациях на примере использования в речи имён числительных).
Воспитывающий аспект:
- воспитывать интерес к познанию русского языка (через приобщение к истории происхождения слов);
- формировать навыки совместной деятельности (в групповой работе).
Приложения:
- маршрутный лист с заданиями (Приложение 1);
- видеоматериал – фрагмент мультфильма «38 попугаев» (Приложение 2).
Ход урока
Подготовительный этап.
Задачи этапа:
- Актуализация опорных знаний, необходимых для решения различных учебных задач по данной теме (понятия «склонение», «имя числительное», виды имён числительных).
- Мотивация деятельности, показ практической значимости (на примере прочтения математических выражений); постановка цели урока учащимися.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Методы работы: репродуктивные.
(Слайд 1) – «Урок русского языка в 4 «Б» классе 10 февраля 2012г.»
- Поприветствуем наших гостей и будем всегда доброжелательны к окружающим. Начинаем урок русского языка.
(Слайд 2)
Задание 1.
- Прочитайте выражения, используя в ответе предлоги. (Направляю учащихся на прочтение имён числительных в формах косвенных падежей.)
Дети строят устные высказывания.
- А какой у нас сейчас урок? Почему мы занимаемся математикой?!
Дети высказывают предположения, что речь на уроке пойдёт об именах числительных.
- Что было целью задания №1? Можете назвать тему урока?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
(Слайд 3) – Тема урока: «Склонение имён числительных».
- Какие вопросы вы можете задать друг другу, чтобы убедиться в готовности работать по этой теме?
- Что называется «склонением»? Что такое «числительные»?
Задание 2.
(Слайд 4)
- Возьмите ваши маршрутные листы (Приложение 1) и ответьте на вопросы, вписав нужные слова.
- Склонение – ...
- Имя числительное – ..., которая обозначает ..., ... или ... и отвечает на вопросы ...?, ....?
- Проверьте правильность ответов.
(Слайд 5) Склонение – изменение именных частей речи по падежам.
(Слайд 6) Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько?, который?
- А нужно ли вам это умение – склонять имена числительные? Где в жизни это может пригодиться? Как определите цель сегодняшнего занятия?
(Слайд 7) Цель урока: Правильно применять в устной и письменной речи падежные формы числительных.
Применение знаний.
Задачи этапа:
- Применение обобщённых знаний и умений при решении различных учебных задач (в том числе, в новых условиях).
- Организация коммуникации и группового взаимодействия.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Методы работы: репродуктивные, продуктивный.
- Какие бывают числительные? (Ответы детей.)
(Слайд 8) Имена числительные бывают: количественные и порядковые; простые, сложные, составные (с примерами).
- Какие правила склонения числительных вам известны?
- При склонении сложных количественных числительных следует изменять каждую часть. (Слайд 9)
- При склонении составных количественных числительных следует изменять каждое слово в его составе. (Слайд 10)
- А кто сможет без труда определить имя числительное?
Задание 3.
Закройте глаза, послушайте. Сколько числительных я назову?
Дети, закрыв глаза, слушают, определяя имена числительные: третий, три, тройная, тройка, утроить, тридцатого.
- Не открывайте глазки. Я называю цифры от 1 до 6. Поднимите руку, когда услышите цифру, соответствующую количеству услышанных числительных.
Слушают, поднимают руку, услышав количество, которое они определили.
- Посмотрите следующее задание в маршрутных листах.
- Подчеркните числительные, которые вы услышали. (Слайд 11)
(Слайд 12) Проверка: третий, три, тройная, тройка, утроить, тридцатого.
- Чем различаются эти числительные?
- Третий – порядковое, простое.
- Три – количественное, простое.
- Тридцатого – порядковое, сложное.
- У нас есть образцы склонения некоторых числительных, имеющих свои особенности.
(Слайд 13-15)
- Для чего нам эти таблички-памятки?
Для самоконтроля, для использования в случае затруднения.
- В каких случаях мы употребляем числительные в своей речи?
Когда говорим о возрасте, о времени, об отметках, о погоде, о забитых голах...
Игра «Мне хватит..?»
- Представьте, что вы в школьном буфете.
Учащиеся в парах строят диалог покупателя с продавцом, называя различные суммы денег.
(Слайд 16) Образец:
- Мне хватит пятидесяти двух рублей?
- Пятьюдесятью двумя рублями не обойдёшься!
Задание 4.
- Вам сейчас представится возможность применить ваши знания, чтобы описать одну фотографию.
- Слова какой части речи должны обязательно прозвучать?
- Имена числительные!
- Как выполнить это задание, чтобы работа была эффективной?
- В группах.
Деление на группы по выбору учащихся.
- Вспомним основные правила работы в группе:
- Уяснить суть задания.
- Предлагать свои варианты.
- Внимательно слушать друг друга.
- Договориться о презентации итогов.
(Слайд 17 – фото группы детей)
На работу групп отводится ограниченное время.
Предъявление результатов работы каждой группы. Учащиеся внимательно слушают, проверяют правильность употребления числительных.
Оценивают свою работу в группе, отмечают в маршрутных листах.
Работа с видеоматериалом. (Приложение 2)
- Вспомните сказки, в названиях которых есть имена числительные.
«Три поросенка», «Два мороза», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Али-Баба и сорок разбойников», «1000 и одна ночь» ...
- Посмотрите фрагмент мультфильма «38 попугаев» и заполните пропуски в предложении, вписав имена числительные:
(Слайд 18) Длину удава измерили __ попугайчиками, __ обезьянками и __ слонятами.
(Слайд 19) Проверка по образцу.
Итог урока на рефлексивной основе.
Задачи этапа:
- Организация диагностики достижения целей урока.
- Рефлексия группового взаимодействия.
- Организация самооценки.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Методы работы: репродуктивные.
- Какая цель была поставлена вами?
- Удалось ли её достичь?
Сегодня мы убедились, что умение склонять числительные необходимо. Приобрести это умение непросто, для этого требуются постоянные тренировки. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на уроках других учебных предметов и в повседневной жизни в различных ситуациях.
- Подсчитайте полученные за весь урок баллы и оцените свою работу на уроке.
(Слайд 20) - Закончите одно из выбранных предложений:
Сегодня на уроке я ...
Сегодня на уроке мне было интересно/трудно ...
То, что я узнал(а)/делал(а) на уроке, мне пригодится ...
Домашнее задание
Задачи этапа:
1)Организовать поиск дополнительной информации с целью формирования
информационных компетенций;
2)Расширить знания в области этимологии слов
Формы работы: самостоятельная
Методы работы: репродуктивные, продуктивные.
(Слайд 21) Домашнее задание.
1 вариант:
- Как правильно говорить: «Нуль» или «Ноль»?
- Просклонять выбранное числительное.
2 вариант:
- Почему слово «сорок» отличается от других числительных – названий круглых
десятков (тридцать, пятьдесят)?
Просклонять числительное «сорок».
- Спасибо всем!
Для учителя.
Сложности в употреблении числительных «начинаются с нуля». Как следует называть эту цифру: Нуль или Ноль? Форма нуль сейчас считается устаревшей, хотя и допускается в сочетании Абсолютный нуль. Принято говорить: Ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счёт матча ноль – ноль.
Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Н. М. Шанский. Краткий этимологический словарь.)
Чрезвычайно распространённая в разговорной речи ошибка перенесена сейчас и в эфир: слово «пара» применимо лишь к тем предметам, которые существуют в парном виде: пара глаз, пара ног, пара ботинок, Но ни в коем случае не пара лет, пара домов. Объясняется этот грустный факт достаточно просто: незнанием особенностей склонения имён числительных.