Данная разработка к уроку, который проводится в 9-м классе по теме – «Колебательное движение».
Известно, что школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые учитель доносит до учеников, можно представлять не только в виде слов, формул, записей на меловой доске, беседы, диалога, но и в виде наглядных изображений, графиков, таблиц, презентаций. Учитель может представлять информацию в любом режиме восприятия.
Не секрет, что современные дети очень много времени проводят за компьютером, поэтому презентация, как инструмент, помогает приблизить учителя к привычной для ребёнка среде. Однако учитель не должен злоупотреблять презентацией, как инструментом в работе. Презентация должна не заменять, а дополнять привычные инструменты, такие как меловая доска, демонстрация, физический эксперимент и др. При использовании презентации учитель должен не забывать о том, что дети быстро устают просто воспринимать информацию. Поэтому урок должен проходить в режиме общения на каждом слайде презентации. Это может быть достигнуто, когда дети сами могут сделать опредёлённые выводы от полученной информации, основанные на жизненном опыте или имеющихся у них знаний, поэтому я значительную часть урока отвожу на повторение.
В результате урока дети получают представления о свойствах колебательного движения, развивают познавательный интерес; развивают навык применять знания для объяснения свойств окружающего мира, воспитывают в себе отношение к физике не только как к школьному предмету, но и как элементу общечеловеческой культуры.
Цели: Сформировать представления о колебательном движении, объяснить свойства и основные признаки колебательных движений.
Задачи: Рассказать и показать колебательные движения. Рассмотреть на примерах свободные колебания и колебательные системы.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Повторение темы, опрос: – 8 мин.
- Что такое сила?
- Сила тяжести.
- Нарисовать силу на доске.
- Сила упругости.
- Нарисовать силу на доске.
- Что такое деформация.
- Виды движений
- По форме траектории.
- По наличию ускорения.
- Новый материал: – 23 мин.
- Демонстрация.
- Колебания.
- Механические колебания.
- Свободные колебания.
- Колебательные системы.
- Равновесие.
- Маятники.
- Презентация – 5 мин.
- Закрепление материала (тест) – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
Повторение.
Опрос:
Что такое сила?
Сила – причина изменения скорости.
Как узнать, что на тело подействовала сила?
Тело деформировалось или изменило свою скорость.
Что такое деформация?
Деформация – изменение формы или размеров тела.
Определение силы тяжести.
Сила тяжести это сила, с которой тело притягивается к Земле.
Определение силы упругости.
Сила упругости возникает в теле в результате деформации и стремится вернуть тело в исходное положение.
Изобразить силу тяжести и силу упругости на доске.
Написать формулу силы тяжести.
Написать формулу силы упругости.
Напомнить учащимся, что величина силы упругости, возникающей при деформации, прямо пропорциональна величине деформации.
– удлинение.
k – Коэффициент упругости (жёсткость) пружины, зависящий от:
- материала
- формы
- размера
Какие виды движений вы знаете по форме траектории?
- прямолинейное
- криволинейное
Какие виды движений вы знаете по наличию (отсутствию) ускорения?
- равномерное
- неравномерное
Колебания.
- Демонстрация колебательных процессов.
- Основной общий признак колебания? – повторяемость.
- Колебания – процессы (изменения состояния), обладающие той или иной повторяемостью во времени.
Колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени называются периодическими.
Промежутки времени, через который процесс повторяется, называется периодом колебаний. И основной признак таких колебаний периодичность, т.е. повторяемость.
Механические колебания.
Механические колебания – движения, которые точно или приблизительно повторяются во времени.
Рассмотрим колебательные движения двух тел:
Эти тела могут совершать колебательные движения без помощи внешних сил (как бы «сами по себе»), такие колебания называются свободными.
Но колебания совершаются не отдельным телом, они происходят в колебательных системах.
Примеры колебательных систем:
- Нить (стержень), груз, Земля.
- Пружина, груз.
- Струна
Признаки колебательных систем:
- Наличие устойчивого положения равновесия.
- Малое трение.
Равновесие
- Устойчивое
- Неустойчивое
- Безразличное
Равновесие механической системы – состояние, при котором все её точки покоятся относительно рассматриваемой системы отсчёта.
Устойчивое – при малых отклонениях тело возвращается в положение равновесия. Колебательная система – система тел, способная совершать свободные колебания. Так что же такое свободные колебания?
Если вывести тело из положения равновесия, то:
- Система получает некоторый запас энергии.
- Появляется сила внутри системы, возвращающая тело в положение равновесия.
Откуда берётся этот запас энергии?
- Любое поднятое тело над Землёй обладает энергией.
- Упругодеформированное тело (сжатая, растянутая пружина) обладает энергией.
- Движущееся тело обладает энергией.
Мы сообщаем телу некоторый запас энергии, когда выводим тело из положения равновесия.
Свободные колебания – колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.
Свободные колебания – колебания, происходящие под действием внутренних сил. Внутренние силы, которые появились внутри колебательной системы, благодараря тому, что мы совершили работу:
- Подняли тело над Землёй.
- Сжали – растянули пружину.
Маятники
- Нитяной маятник
- Пружинный маятник
- Рассмотренные нами две колебательные системы называются маятниками.
Маятником называется твёрдое тело (или система тел), способное совершать колебания около неподвижной точки или оси.