Цель:
- Закрепить у детей правильное произношение звука «с» в словах, слогах, предложениях.
- Развивать фонематический слух путем выделения звука «с» из ряда звуков, слога со звуком «с» из ряда слогов; слова со звуком «с» из ряда слов.
- Образовывать слова приставочным способом словообразования.
- Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
- Работать над сложноподчинённым предложением с придаточным причины.
- Развивать связную речь путем работы над творческим продолжением и завершением начала рассказа.
- Закрепить умение отгадывать кроссворды.
- Воспитывать любовь к своему дому, городу, стране.
Оборудование:
- шапочки, карточки с названиями птиц;
- карточки для кроссворда;
- картина «Снеговик»;
- иллюстрации зимнего леса.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.).
Логопед: Дети, подойдите ко мне и послушайте строки стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?»
Логопед: Волшебное стихотворение.
Как вы думаете, что в нем слышится?
Дети: В нем слышится забота Мороза о природе, любовь мороза к природе.
Логопед: Да это так.
Ой! Кто-то постучал в дверь. Это, наверное, ветер.
Ветер влетел в раздевалку и внес волшебную коробочку. В ней письмо. На конверте написано: «Детям группы №6, детского сада №44 «Светлячок». Давайте я прочитаю письмо:
«Я давно наблюдаю за вами, часто заглядываю в окна группы и вижу, как проходят занятия, игры. Я решил с вами посоревноваться в знаниях и умениях».
1. Задание.
Логопед: Отгадайте загадку.
«Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый.
Он слетает белой стаей и сверкает налету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.»
Дети: Это снег.
2. Постановка цели занятия (2 мин.).
Логопед: Отгадка правильная. Это снег. Давайте, дети, покажем наши знания деду Морозу. Вспомним все про звук «с».
Дети: Звук «с» – согласный, потому что произносится с преградой во рту; звук «с» – глухой произносится глухо; звук «с» – твердый произносится твердо.
Логопед: Все правильно. Сегодня в наших ответах больше всех звуков будет встречаться звук «с».
3. Развитие фонематического слуха (3 мин.).
Логопед: Я буду говорить звуки, а вы, услышав звук «с» остановитесь и замрите: с, з, сь, с, зь, с.
Надо остановиться и подпрыгнуть на звук «с», услышав его в слоге: са, за, ца, зя, са, за, зя, ся, са... Остановиться и присесть на звук «с» в слове: зубы, сом, сон, Зоя, зима, Сима, санки, зерно, хвост...
4. Закрепление звука «с» в словах (3 мин.).
Логопед: Тихо сели, сейчас мы докажем деду Морозу, что умеем чётко произносить слова со звуком «с». Поиграем в игру «Пойми меня».
У него в руках метла.
Дети: Снеговик.
Логопед: Лёгкая, пушистая, похожа на звездочку.
Дети: Снежинка.
Логопед: Она растёт вниз головой.
Дети: Сосулька.
Логопед: Толстый слой снега.
Дети: Сугроб.
Логопед: Белый, пушистый, серебристый.
Дети: Снег.
Логопед: Красногрудый.
Дети: Снегирь.
Логопед: У неё на голове хохолок.
Дети: Свиристель.
Логопед: Птица с белым боком.
Дети: Сорока.
Логопед: У него скрещенный клюв.
Дети: Клёст.
Логопед: Он слышится везде, где весело.
Дети: Смех.
Логопед: Она зарывает жёлуди про запас.
Дети: Сойка.
Логопед: Дети, каких зимующих птиц вы знаете, в название которых есть звук «с».
Дети: Сорока, сойка, сова, свиристель, снегирь, клёст.
5. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (4 мин.).
Логопед: У вас картинки птиц. Подберите к своим схемам сначала признак к предмету, а затем предмет к признаку. У детей карточки.
1 схема: I__________ ~~~~~~~ . (Снегирь красногрудый.)
2 схема: I~~~~~~~~~ _________. (Красногрудый снегирь.)
Ответы детей к 1-ой схеме.
- Сова большеглазая.
- Свиристель красивая.
- Сойка запасливая.
- Сорока белобокая.
- Клёст ловкий.
Ответы детей к 2-ой схеме.
- Запасливая сойка.
- Белобокая сорока.
- Ловкий клёст.
- Большеглазая сова.
- Красивая свиристель.
6. Физкультурная минутка (4 мин.).
Логопед: Поиграем в игру. Возьмите в руку птицу. Сейчас мы полетим в сказочный лес. Как ещё можно сказать о зимнем лесе?
Дети:
- Лес необыкновенный.
- Лес чудесный.
- Лес красивый.
- Лес волшебный.
- Лес прекрасный.
- Лес замечательный.
Логопед: Птицы слетелись (дети тесно подходят друг к другу).
Логопед даёт команду: Подберите похожие слова на слово «слетелись». Я начну предложение, а вы продолжите, дополнив своим похожим словом.
До леса птицы ...
Дети: ... долетели.
Логопед: К лесу птицы ...
Дети: ... подлетели.
Логопед: В лес птицы ....
Дети: ... влетели.
Логопед: Из леса птицы ...
Дети: ... вылетели.
Логопед: Через лес птицы ...
Дети: ... перелетели.
Логопед: Вокруг леса птицы ...
Дети: ... облетели.
Логопед: И совсем птицы ...
Дети: ... улетели.
7. Работа за словами (2 мин.).
Логопед: Вспомним слова, которые были похожи на слово «Слетелись».
Дети: Долетели, подлетели, влетели, вылетели, перелетели, облетели, улетели.
8. Работа над сложноподчинённым предложением с придаточным причины (4-5 мин.).
Логопед: Дети у вас карточки с двумя картинками. Сейчас мы будем составлять предложения со словами «потому что», используя названия предметов на картинках.
Дети: Снегирь лакомится рябиной, потому что это его любимая еда. (Снегирь – рябина.)
Клёст сел на высокую ель, потому что там больше шишек. (Клёст – шишки.)
Сова сидит на сучке, потому что решила отдохнуть. (Сова – сук.)
Сойка прячет жёлуди в снег, потому что делает запасы. (Сойка – жёлуди.)
Сорока слетела с дерева, потому что услышала голоса людей. (Сорока – отлетает от дерева.)
Свиристель ищет корм в лесу, потому что там его больше. (Свиристель – лес.)
9. Работа над творческим рассказом по его началу. «О чём думал снеговик, когда его слепили» (6-7 мин.).
Логопед: Сегодня мы очень много говорили о птицах.
Ну а какая зима без снеговика. Мы будем не просто рассматривать картинку, на которой нарисован снеговик. Давайте превратимся в маленьких писателей.
Я расскажу начало рассказа, а вы подумайте над продолжением и концом.
- Наступила зима. На улице хорошая погода. Вчера снег только выпал, а сегодня он липкий. Ваня вышел на улицу и быстро слепил снеговика.
Продолжение и конец рассказа придумайте сами.
Не забудьте: «О чем думал снеговик, когда его слепили».
Варианты ответов:
- Снеговик стоял и думал: «Какой я большой, меня видят люди издалека. Дети придут и будут мною любоваться. Вот какой я красивый. Как чудесно зимой».
- Снеговик стоял и думал: «Ваня не только слепил меня, но и не пожалел самую
большую морковку для моего носа, а какой тёплый у меня шарф!
Если бы все были такими добрыми мальчиками, как Ваня, было бы здорово!». - Снеговик стоял и думал: «Сейчас я красивый, белоснежный, а наступит весна, и у меня съедет шапка на бок. Как мне грустно, но я не буду плакать, ведь каждую зиму я возвращаюсь снова.
Логопед: Дети, мороз нам прислал кроссворд. Мы должны его отгадать.
У детей на карточках названия птиц с пропущенными буквами. Дети самостоятельно вписывают на карточки буквы вместо точек. Потом составляется совместный кроссворд.
11. Итог (3 мин.).
Логопед: Какая птица не зимующая?
Дети: Аист.
Логопед: Да, аист перелётная птица. Многие годы аист прилетает в одно и то же место, к своему старому гнезду, ремонтирует его и живет в нём всё лето. Аист любит свой дом. Давайте тоже любить свой дом, свой город, свою родную Россию.
А вот и ответ от деда Мороза:
«Дети мне очень понравились ваши ответы. Вы хорошо произносили слова со
звуком «с». Придумывали рассказы, предложения со словами потому что, отгадывали
кроссворд. Все хорошо работали.
Посылаю подарки – это льдинки. Подарки из моего ледяного царства. Приятного
аппетита.
Желаю удачи. Всегда ваш – дед Мороз».
Логопед: Это здорово, что деду Морозу понравились ваши ответы.
Значит, все работали очень хорошо. Молодцы.