Комплексное, комбинированное занятие с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения

Разделы: Логопедия


Цель:

  1. Закрепить у детей правильное произношение звука «с» в словах, слогах, предложениях.
  2. Развивать фонематический слух путем выделения звука «с» из ряда звуков, слога со звуком «с» из ряда слогов; слова со звуком «с» из ряда слов.
  3. Образовывать слова приставочным способом словообразования.
  4. Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
  5. Работать над сложноподчинённым предложением с придаточным причины.
  6. Развивать связную речь путем работы над творческим продолжением и завершением начала рассказа.
  7. Закрепить умение отгадывать кроссворды.
  8. Воспитывать любовь к своему дому, городу, стране.

Оборудование:

  • шапочки, карточки с названиями птиц;
  • карточки для кроссворда;
  • картина «Снеговик»;
  • иллюстрации зимнего леса.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.).

Логопед: Дети, подойдите ко мне и послушайте строки стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?»

Логопед: Волшебное стихотворение.

Как вы думаете, что в нем слышится?

Дети: В нем слышится забота Мороза о природе, любовь мороза к природе.

Логопед: Да это так.

Ой! Кто-то постучал в дверь. Это, наверное, ветер.

Ветер влетел в раздевалку и внес волшебную коробочку. В ней письмо. На конверте написано: «Детям группы №6, детского сада №44 «Светлячок». Давайте я прочитаю письмо:

«Я давно наблюдаю за вами, часто заглядываю в окна группы и вижу, как проходят занятия, игры. Я решил с вами посоревноваться в знаниях и умениях».

1. Задание.

Логопед: Отгадайте загадку.

«Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый.
Он слетает белой стаей и сверкает налету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.»

Дети: Это снег.

2. Постановка цели занятия (2 мин.).

Логопед: Отгадка правильная. Это снег. Давайте, дети, покажем наши знания деду Морозу. Вспомним все про звук «с».

Дети: Звук «с» – согласный, потому что произносится с преградой во рту; звук «с» – глухой произносится глухо; звук «с» – твердый произносится твердо.

Логопед: Все правильно. Сегодня в наших ответах больше всех звуков будет встречаться звук «с».

3. Развитие фонематического слуха (3 мин.).

Логопед: Я буду говорить звуки, а вы, услышав звук «с» остановитесь и замрите: с, з, сь, с, зь, с.

Надо остановиться и подпрыгнуть на звук «с», услышав его в слоге: са, за, ца, зя, са, за, зя, ся, са... Остановиться и присесть на звук «с» в слове: зубы, сом, сон, Зоя, зима, Сима, санки, зерно, хвост...

4. Закрепление звука «с» в словах (3 мин.).

Логопед: Тихо сели, сейчас мы докажем деду Морозу, что умеем чётко произносить слова со звуком «с». Поиграем в игру «Пойми меня».

У него в руках метла.

Дети: Снеговик.

Логопед: Лёгкая, пушистая, похожа на звездочку.

Дети: Снежинка.

Логопед: Она растёт вниз головой.

Дети: Сосулька.

Логопед: Толстый слой снега.

Дети: Сугроб.

Логопед: Белый, пушистый, серебристый.

Дети: Снег.

Логопед: Красногрудый.

Дети: Снегирь.

Логопед: У неё на голове хохолок.

Дети: Свиристель.

Логопед: Птица с белым боком.

Дети: Сорока.

Логопед: У него скрещенный клюв.

Дети: Клёст.

Логопед: Он слышится везде, где весело.

Дети: Смех.

Логопед: Она зарывает жёлуди про запас.

Дети: Сойка.

Логопед: Дети, каких зимующих птиц вы знаете, в название которых есть звук «с».

Дети: Сорока, сойка, сова, свиристель, снегирь, клёст.

5. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (4 мин.).

Логопед: У вас картинки птиц. Подберите к своим схемам сначала признак к предмету, а затем предмет к признаку. У детей карточки.

1 схема: I__________ ~~~~~~~ . (Снегирь красногрудый.)

2 схема: I~~~~~~~~~ _________. (Красногрудый снегирь.)

Ответы детей к 1-ой схеме.

  1. Сова большеглазая.
  2. Свиристель красивая.
  3. Сойка запасливая.
  4. Сорока белобокая.
  5. Клёст ловкий.

Ответы детей к 2-ой схеме.

  1. Запасливая сойка.
  2. Белобокая сорока.
  3. Ловкий клёст.
  4. Большеглазая сова.
  5. Красивая свиристель.

6. Физкультурная минутка (4 мин.).

Логопед: Поиграем в игру. Возьмите в руку птицу. Сейчас мы полетим в сказочный лес. Как ещё можно сказать о зимнем лесе?

Дети:

  1. Лес необыкновенный.
  2. Лес чудесный.
  3. Лес красивый.
  4. Лес волшебный.
  5. Лес прекрасный.
  6. Лес замечательный.

Логопед: Птицы слетелись (дети тесно подходят друг к другу).

Логопед даёт команду: Подберите похожие слова на слово «слетелись». Я начну предложение, а вы продолжите, дополнив своим похожим словом.

До леса птицы ...

Дети: ... долетели.

Логопед: К лесу птицы ...

Дети: ... подлетели.

Логопед: В лес птицы ....

Дети: ... влетели.

Логопед: Из леса птицы ...

Дети: ... вылетели.

Логопед: Через лес птицы ...

Дети: ... перелетели.

Логопед: Вокруг леса птицы ...

Дети: ... облетели.

Логопед: И совсем птицы ...

Дети: ... улетели.

7. Работа за словами (2 мин.).

Логопед: Вспомним слова, которые были похожи на слово «Слетелись».

Дети: Долетели, подлетели, влетели, вылетели, перелетели, облетели, улетели.

8. Работа над сложноподчинённым предложением с придаточным причины (4-5 мин.).

Логопед: Дети у вас карточки с двумя картинками. Сейчас мы будем составлять предложения со словами «потому что», используя названия предметов на картинках.

Дети: Снегирь лакомится рябиной, потому что это его любимая еда. (Снегирь – рябина.)

Клёст сел на высокую ель, потому что там больше шишек. (Клёст – шишки.)

Сова сидит на сучке, потому что решила отдохнуть. (Сова – сук.)

Сойка прячет жёлуди в снег, потому что делает запасы. (Сойка – жёлуди.)

Сорока слетела с дерева, потому что услышала голоса людей. (Сорока – отлетает от дерева.)

Свиристель ищет корм в лесу, потому что там его больше. (Свиристель – лес.)

9. Работа над творческим рассказом по его началу. «О чём думал снеговик, когда его слепили» (6-7 мин.).

Логопед: Сегодня мы очень много говорили о птицах.

Ну а какая зима без снеговика. Мы будем не просто рассматривать картинку, на которой нарисован снеговик. Давайте превратимся в маленьких писателей.

Я расскажу начало рассказа, а вы подумайте над продолжением и концом.

  • Наступила зима. На улице хорошая погода. Вчера снег только выпал, а сегодня он липкий. Ваня вышел на улицу и быстро слепил снеговика.

Продолжение и конец рассказа придумайте сами.

Не забудьте: «О чем думал снеговик, когда его слепили».

Варианты ответов:

  1. Снеговик стоял и думал: «Какой я большой, меня видят люди издалека. Дети придут и будут мною любоваться. Вот какой я красивый. Как чудесно зимой».
  2. Снеговик стоял и думал: «Ваня не только слепил меня, но и не пожалел самую большую морковку для моего носа, а какой тёплый у меня шарф!
    Если бы все были такими добрыми мальчиками, как Ваня, было бы здорово!».
  3. Снеговик стоял и думал: «Сейчас я красивый, белоснежный, а наступит весна, и у меня съедет шапка на бок. Как мне грустно, но я не буду плакать, ведь каждую зиму я возвращаюсь снова.

Логопед: Дети, мороз нам прислал кроссворд. Мы должны его отгадать.

У детей на карточках названия птиц с пропущенными буквами. Дети самостоятельно вписывают на карточки буквы вместо точек. Потом составляется совместный кроссворд.

11. Итог (3 мин.).

Логопед: Какая птица не зимующая?

Дети: Аист.

Логопед: Да, аист перелётная птица. Многие годы аист прилетает в одно и то же место, к своему старому гнезду, ремонтирует его и живет в нём всё лето. Аист любит свой дом. Давайте тоже любить свой дом, свой город, свою родную Россию.

А вот и ответ от деда Мороза:

«Дети мне очень понравились ваши ответы. Вы хорошо произносили слова со звуком «с». Придумывали рассказы, предложения со словами потому что, отгадывали кроссворд. Все хорошо работали.
Посылаю подарки – это льдинки. Подарки из моего ледяного царства. Приятного аппетита.
Желаю удачи. Всегда ваш – дед Мороз».

Логопед: Это здорово, что деду Морозу понравились ваши ответы.

Значит, все работали очень хорошо. Молодцы.