Актуальность
С раннего детства в детях необходимо воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основной целью правового воспитания дошкольников.
Во время образовательной деятельности по правовому воспитанию дети способны на доступном уровне приобретать навыки того, как выражать себя, как общаться с другими детьми и взрослыми, заботиться о других людях.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций:
- Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей, отсюда – случаи нарушения прав детей (жестокое обращение с детьми, унижение их достоинства, оставление ребенка одного на несколько часов и др.).
- Педагоги не всегда проявляют навыки правового поведения по отношению к воспитанникам: называют по фамилиям, отдают чужим людям или несовершеннолетним, не дают возможности высказать ребенку свое мнение.
- Дети дошкольного возраста проявляют хорошие знания о правилах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а в жизни зачастую ведут себя по отношению к окружающим эгоистично, иногда даже грубо, то есть не владеют деятельностной компетентностью в области соблюдения прав окружающих.
Календарь правовых дат:
- XXI век – Век ребенка
- 1 июня – Международный день защиты детей
- 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
- 20 ноября – Международный день прав ребенка
- 10 декабря – День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Срок реализации: 1–9 декабря.
Участники: дети 5-6 лет и семьи воспитанников, педагоги, родители.
Цель: воспитание самоуважения и уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, заботливое отношение к малышам.
- Развивать умение классифицировать поступки по принципу «разрешено – запрещено».
- Формировать представление об основных правах ребенка с помощью сказочных персонажей.
Содержание
Основные права детей:
- Право на жизнь и здоровое развитие
- Право на имя
- Право на воспитание в семье, на неприкосновенность жилища
- Право на отдых и игры
- Право на заботу со стороны взрослых
- Право на защиту от физического и психического насилия
- ВСЕ ДЕТИ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА
Сказки:
Народные: русские – «Гуси-ебеди», «Заюшкина избушка», «Семеро козлят», «Кот, лиса и петух»; английская – «Три поросенка».
Авторские: Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», Ш. Перро «Золушка», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Проект основан на интеграции образовательных областей:
Образовательная область | Интеграция с образовательными областями |
Социализация | Познание |
Чтение художественной литературы | |
Художественное творчество | |
Безопасность | |
Музыка |
Образовательная деятельность осуществляется с учетом комплексно – тематического принципа по основным линиям работы: в ходе непосредственно образовательной деятельности (Приложение 1), совместной деятельности педагога с детьми во время режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во время взаимодействия с семьями воспитанников (Приложение 2).
Предполагаемый результат
Интегративные качества | Предполагаемый результат |
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | Проявляет интерес к участию в подвижных играх со сверстниками и младшими детьми. Соблюдает элементарные правила этикета во время еды. Умывается тщательно, следит за чистотой полотенца. |
«Любознательный, активный» | Проявляет интерес к конструированию здания детского сада, рисованию сюжетов по правам человека, к играм – драматизациям по сказкам, в которых нарушаются права персонажей. Активно, с желанием выполняет поручения взрослого, оказывает помощь малышам при сборе и возвращении с прогулок. |
«Эмоционально отзывчивый» | Эмоционально тонко чувствует переживания близких, детей, персонажей сказок и мультфильмов. |
«Овладевший средствами общенияи способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | Проявляет умение поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения, не перебивая окружающих; спокойно выражать словами свое несогласие с ответом товарища. |
«Способный управлять своим поведениеми планировать свои действия на основе первичных ценностныхпредставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | Проявляет умение договариваться о выборе на роль в играх – драматизациях и подвижных играх. Понимает значимость труда взрослых, которые заботятся о детях в детском саду и дома, ценит результаты их труда. |
«Способный решать интеллектуальныеи личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | Способен сконструировать здание детского сада по собственному замыслу. Проявляет умение рассуждать и давать адекватные причинные объяснения при анализе поступков героев сказок и последствий этих поступков. Объясняет, какие права нарушены в той или иной сказке или мультфильме. |
«Имеющий первичные представленияо себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» | Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества членов семья и сотрудников детского сада. Имеет представление о том, какое значение труд и забота тех, кто работает в детском саду, родителей, бабушек и дедушек имеет для защиты прав детей. |
«Овладевший универсальнымипредпосылками учебной деятельности» | Имеет навыки организованного поведения дома, на улице и в детском саду. Помнит поручения взрослого, выполняет его последовательно и аккуратно, ответственно относится к дежурству. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. |
«Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |
Образовательные области | Владеет элементарными навыками культуры поведения во время еды, умение соблюдать правила гигиены в обществе (отворачиваться и прикрывать рот платком при чихании). Понимает значимость для здоровья человека регулярного сна. |
«Здоровье» | |
Физическая культура | Участвует в коллективных подвижных играх, проводит подвижные игры с малышами. |
«Социализация» | Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры. Проявляет понимание соей позиции в обществе (Я – ребенок, который может оказывать помощь малышам и взрослым дома и в детском саду). |
«Труд» | Выполняет обязанности дежурного. Помогает бабушке и дедушке (накрыть на стол, убрать со стола и т.п.). Оказывает помощь малышам при сборе и возвращении с прогулки. |
«Безопасность» | Соблюдает элементарные правила безопасного для себя и окружающих поведения в детском саду: ходит и бегает, на наталкиваясь на окружающих, разговаривает спокойно, вполголоса. |
«Познание» | |
Конструктивная деятельность | Планирует этапы постройки здания и помещений детского сада. Умеет работать коллективно. |
Формирование элементарных математических представлений | Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными при счете козлят, отвечая на вопросы «Сколько?», «Который по счет ?». Выражает местонахождение других детей («козлят») по отношению к себе. Сравнивает на глаз два «рва» по ширине. |
Формирование целостной картины мира | Называет основные права детей: - право на имя и здоровое развитие - право на отдых и игры - право на неприкосновенность жилища - право на заботу со стороны взрослых. Знает имена и профессии людей, которые работают в детском саду, близких людей. |
«Коммуникация» | Умеет слушать мнение окружающих, не перебивать окружающих при разговоре. При анализе поступков героев сказок может использовать разные прилагательные (злой, жестокий, заботливый, беззащитный). |
«Чтение художественной литературы» | Называет сказки, в которых нарушаются права персонажей. |
«Художественное творчество» | |
Рисование | Создает сюжетные изображения, передавая движения человека. |
Лепка | Участвует в создании сюжетной композиции «Сказочные нарушители и помощники », совместно с 2–3 сверстниками предавая позы сказочных персонажей, соблюдая пропорции. |
«Музыка» | Участвует в театрализованном развлечении по сказочным сюжетам, средствами танца и песни эмоционально выразительно передает настроение персонажей. |
Самым важным результатом правового воспитания дошкольников является активная жизненная позиция, умение ребенка постоять за себя, помогать пожилым людям и малышам и уважительно относиться к окружающим, независимо от национальных различий или физических особенностей людей.
Литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Права ребенка: Нормативные документы. – М.: Сфера, 2007.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград, 2008.
- Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры / авт. – сост. Т.А. Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТЛ «Корифей». – 2008.