Открытый урок "Электрические явления". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  1. Учебная цель: обобщить знания обучающихся об электрическом токе, завершить подготовку к контрольной работе.
  2. Развивающие цели: совершенствовать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-организационные компетентности; развивать познавательный интерес, творческие способности.
  3. Воспитательная цель: воспитывать культуру труда, ответственность, организованность и дисциплину, чувство товарищества, взаимовыручку.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Вид урока: смотр знаний с элементами игровой технологии.

Материально-техническое оснащение:

  • комплект оборудования «Электричество-1»;
  • комплекты лабораторного оборудования для сборки электрических цепей;
  • интерактивная доска, аудиовизуальная информация в виде слайдов;
  • анимации, видеофрагменты, портреты ученых.

Ход урока

Организационный этап.

(Слайд 1)

(Преподаватель сообщает цель и структуру урока.)

Преподаватель: Цель нашего сегодняшнего урока: повторить и обобщить изученный материал. Вы должны показать, что вы знаете, чему научились, изучая тему. Предлагаю нашу работу провести в виде игры-соревнования между командами-рядами «Восхождение по лестнице Знаний». Первый этап нашей игры – теоретический, девизом которого станут слова Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало – и ты многое поймешь».

1. Разминка.

- Что называют электрическим током?

- Что представляет собой ток в металлах?

- Озвучьте видеофрагмент (мультимедийное приложение к учебнику С. В Громова и Н. А. Родиной «Физика. 9 класс», фрагмент №25 (Приложение 1)). Задание для команды 1.

- Что должно подействовать на свободные электроны, чтобы они стали двигаться упорядоченно?

- Какое устройство создает и поддерживает электрическое поле?

- Назовите элементы простейшей электрической цепи.

- Озвучьте видеофрагмент (мультимедийное приложение к учебнику С. В. Громова и Н. А Родиной «Физика. 9 класс», фрагмент №19 (Приложение 2)). Задание для команды 2.

Мы повторили основные понятия, теперь проверим знания обозначений и единиц измерений основных величин.

2. Физический диктант.

(Два суворовца, по одному от каждой команды, выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)

Запишите, какими буквами обозначаются: заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, длина проводника, сечение проводника, удельное сопротивление.

Напишите единицу физической величины: заряда, силы тока, напряжения, сопротивления.

3. Задания на экране.

1) Приведите в соответствие позиции первого и второго столбцов. (Слайд 4)

2) Выполните задачи-схемы. (Слайд 5)

Преподаватель: Физика – наука экспериментальная. Переходим на второй этап. Девизом на нем пусть послужат слова великого русского ученого М. В. Ломоносова, которые вы видите на доске. (Слайд 6)

4. Работа с физическими приборами(задания для капитанов).

1) Записать на доске закон, объединяющий основные характеристики электрической цепи с током. Рассказать, кто и когда его установил, на основе какого эксперимента? Выполнить эксперимент с помощью набора оборудования «Электричество-1» (в соответствии с рис. 68, 71 учебника).

2) Решить задачу-схему. (Слайд 7)

5. Лабораторная работа. «Кто быстрее?»

С помощью лабораторного оборудования (источник тока, амперметр, вольтметр, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода)продемонстрируйте свое умение собирать электрические цепи. Определите сопротивление лампы.

Записать на доске законы последовательного и параллельного соединений (задание для проигравшей команды).

Преподаватель: Перед вами слова древнегреческого ученого Аристотеля. (Слайд 8). Они послужат девизом заключительного этапа.

6. Заключительный этап.

Решите задачу №1 (задание для команды 1). (Слайд 9)

Решите задачу №2 (задание для команды 2). (Слайд 10)

Преподаватель: Вы успешно справились с заданиями. Обе команды достигли финиша. На вас с восхищением смотрят великие физики. Среди них те, чьи имена звучали на сегодняшнем уроке. Это итальянский физик Алессандро Вольта, французский физик Анри Ампер, немецкий физик Георг Ом. О последнем уже звучала информация на уроке, а о двух других послушайте небольшие сообщения.

Сообщение №1. Андре-Мари Ампер – французский физик, математик и химик. Родился в семье коммерсанта. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать там с книгой, благодаря чему он, никогда не посещавший школу, сумел приобрести обширные и глубокие знания. К 12-ти годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики – дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию! Начиная с 1820 года, когда приобрело известность открытие Эрстедом действия тока на магнитную стрелку, Ампер всецело посвящает себя проблемам электродинамики. В том же году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что «все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам». Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов «электростатика», «электрический ток» и даже… «кибернетика». Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается «положительное электричество». Классический труд Ампера «Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта» (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве. Вот почему Ампера впоследствии стали называть «Ньютоном электричества» (демонстрация магнитного взаимодействия токов).

Сообщение №2. Алессандро Вольта – итальянский физик, родился в 1745 г. в деревне Комо, что недалеко от Милана. Семья считалась аристократической. В раннем возрасте он был отдан на воспитание жене мастера по физическим приборам. И это обстоятельство определило всю его дальнейшую жизнь. Первые опыты по электричеству он поставил в восемнадцать лет. В двадцать четыре года Вольта написал диссертацию, основанием для которой послужили опыты с лейденской банкой (конденсатором). Он так увлекся экспериментами, что начал совершенствовать приборы, придуманные другими, а затем конструировать свои. Так появился электрофор (электроносец), который дошел до наших дней в виде электрофорной машины. Позже он изобрел электроскоп – прибор для регистрации электрического заряда. Главным изобретением Вольта стал источник электрического тока, названный его именем – «вольтов столб» (демонстрирует электроскоп, электрофорную машину).

Подведение итогов.

(Преподаватель, сообщает, какая команда победила в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки, поясняет задание для самостоятельной подготовки.)

(Слайд 11)

Преподаватель: В заключении хочу пожелать: стремитесь к новым знаниям, повторяйте изученное, решайте задачи, развивайте свои способности, помните, что они, как мускулы, растут при тренировке.

Рефлексия.

Плюс Минус Интересно
Содержание урока отличается доступностью, последовательностью, разнообразием форм работы. Активной учебно-познавательной деятельности обучающихся способствуют создание двух команд, аудиовизуальная информация.   Атмосфера игры-соревнования. Высказывания великих ученых о пользе знаний, проведение демонстрационного эксперимента и лабораторной работы. Наглядность подъема команд по лестнице Знаний посредством аппликаций с магнитными держателями.

Литература:

  1. Перышкин А. В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 кл.». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Чеботарева А. В. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Блудов М. И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Ланина И. Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1995.