Цели урока:
- Учебная цель: обобщить знания обучающихся об электрическом токе, завершить подготовку к контрольной работе.
- Развивающие цели: совершенствовать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-организационные компетентности; развивать познавательный интерес, творческие способности.
- Воспитательная цель: воспитывать культуру труда, ответственность, организованность и дисциплину, чувство товарищества, взаимовыручку.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.
Вид урока: смотр знаний с элементами игровой технологии.
Материально-техническое оснащение:
- комплект оборудования «Электричество-1»;
- комплекты лабораторного оборудования для сборки электрических цепей;
- интерактивная доска, аудиовизуальная информация в виде слайдов;
- анимации, видеофрагменты, портреты ученых.
Ход урока
Организационный этап.
(Слайд 1)
(Преподаватель сообщает цель и структуру урока.)
Преподаватель: Цель нашего сегодняшнего урока: повторить и обобщить изученный материал. Вы должны показать, что вы знаете, чему научились, изучая тему. Предлагаю нашу работу провести в виде игры-соревнования между командами-рядами «Восхождение по лестнице Знаний». Первый этап нашей игры – теоретический, девизом которого станут слова Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало – и ты многое поймешь».
1. Разминка.
- Что называют электрическим током?
- Что представляет собой ток в металлах?
- Озвучьте видеофрагмент (мультимедийное приложение к учебнику С. В Громова и Н. А. Родиной «Физика. 9 класс», фрагмент №25 (Приложение 1)). Задание для команды 1.
- Что должно подействовать на свободные электроны, чтобы они стали двигаться упорядоченно?
- Какое устройство создает и поддерживает электрическое поле?
- Назовите элементы простейшей электрической цепи.
- Озвучьте видеофрагмент (мультимедийное приложение к учебнику С. В. Громова и Н. А Родиной «Физика. 9 класс», фрагмент №19 (Приложение 2)). Задание для команды 2.
Мы повторили основные понятия, теперь проверим знания обозначений и единиц измерений основных величин.
2. Физический диктант.
(Два суворовца, по одному от каждой команды, выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)
Запишите, какими буквами обозначаются: заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, длина проводника, сечение проводника, удельное сопротивление.
Напишите единицу физической величины: заряда, силы тока, напряжения, сопротивления.
3. Задания на экране.
1) Приведите в соответствие позиции первого и второго столбцов. (Слайд 4)
2) Выполните задачи-схемы. (Слайд 5)
Преподаватель: Физика – наука экспериментальная. Переходим на второй этап. Девизом на нем пусть послужат слова великого русского ученого М. В. Ломоносова, которые вы видите на доске. (Слайд 6)
4. Работа с физическими приборами(задания для капитанов).
1) Записать на доске закон, объединяющий основные характеристики электрической цепи с током. Рассказать, кто и когда его установил, на основе какого эксперимента? Выполнить эксперимент с помощью набора оборудования «Электричество-1» (в соответствии с рис. 68, 71 учебника).
2) Решить задачу-схему. (Слайд 7)
5. Лабораторная работа. «Кто быстрее?»
С помощью лабораторного оборудования (источник тока, амперметр, вольтметр, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода)продемонстрируйте свое умение собирать электрические цепи. Определите сопротивление лампы.
Записать на доске законы последовательного и параллельного соединений (задание для проигравшей команды).
Преподаватель: Перед вами слова древнегреческого ученого Аристотеля. (Слайд 8). Они послужат девизом заключительного этапа.
6. Заключительный этап.
Решите задачу №1 (задание для команды 1). (Слайд 9)
Решите задачу №2 (задание для команды 2). (Слайд 10)
Преподаватель: Вы успешно справились с заданиями. Обе команды достигли финиша. На вас с восхищением смотрят великие физики. Среди них те, чьи имена звучали на сегодняшнем уроке. Это итальянский физик Алессандро Вольта, французский физик Анри Ампер, немецкий физик Георг Ом. О последнем уже звучала информация на уроке, а о двух других послушайте небольшие сообщения.
Сообщение №1. Андре-Мари Ампер – французский физик, математик и химик. Родился в семье коммерсанта. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать там с книгой, благодаря чему он, никогда не посещавший школу, сумел приобрести обширные и глубокие знания. К 12-ти годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики – дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию! Начиная с 1820 года, когда приобрело известность открытие Эрстедом действия тока на магнитную стрелку, Ампер всецело посвящает себя проблемам электродинамики. В том же году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что «все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам». Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов «электростатика», «электрический ток» и даже… «кибернетика». Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается «положительное электричество». Классический труд Ампера «Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта» (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве. Вот почему Ампера впоследствии стали называть «Ньютоном электричества» (демонстрация магнитного взаимодействия токов).
Сообщение №2. Алессандро Вольта – итальянский физик, родился в 1745 г. в деревне Комо, что недалеко от Милана. Семья считалась аристократической. В раннем возрасте он был отдан на воспитание жене мастера по физическим приборам. И это обстоятельство определило всю его дальнейшую жизнь. Первые опыты по электричеству он поставил в восемнадцать лет. В двадцать четыре года Вольта написал диссертацию, основанием для которой послужили опыты с лейденской банкой (конденсатором). Он так увлекся экспериментами, что начал совершенствовать приборы, придуманные другими, а затем конструировать свои. Так появился электрофор (электроносец), который дошел до наших дней в виде электрофорной машины. Позже он изобрел электроскоп – прибор для регистрации электрического заряда. Главным изобретением Вольта стал источник электрического тока, названный его именем – «вольтов столб» (демонстрирует электроскоп, электрофорную машину).
Подведение итогов.
(Преподаватель, сообщает, какая команда победила в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки, поясняет задание для самостоятельной подготовки.)
(Слайд 11)
Преподаватель: В заключении хочу пожелать: стремитесь к новым знаниям, повторяйте изученное, решайте задачи, развивайте свои способности, помните, что они, как мускулы, растут при тренировке.
Рефлексия.
Плюс | Минус | Интересно |
Содержание урока отличается доступностью, последовательностью, разнообразием форм работы. Активной учебно-познавательной деятельности обучающихся способствуют создание двух команд, аудиовизуальная информация. | Атмосфера игры-соревнования. Высказывания великих ученых о пользе знаний, проведение демонстрационного эксперимента и лабораторной работы. Наглядность подъема команд по лестнице Знаний посредством аппликаций с магнитными держателями. |
Литература:
- Перышкин А. В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2008.
- Чеботарева А. В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 кл.». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Чеботарева А. В. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Блудов М. И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 2001.
- Ланина И. Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1995.