"Удельная кислота и ее соли". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

  1. Образовательная: формирование представлений о строении, свойствах и применении угольной кислоты; ее солях, жесткости воды.
  2. Развивающая: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
  3. Воспитательная: способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • проектор, экран, презентация к уроку «Угольная кислота и её соли»;
  • мрамор, растворы: соляная кислота, гидроксид кальция;
  • индикаторы – лакмус или метиловый оранжевый, образцы карбонатов, и гидрокарбонатов;
  • прибор для получения газов, стеклянная посуда, образец накипи.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

- Каковы особенности строения молекул СО и СО2?

- Каковы физические свойства кислородных соединений углерода: СО и СО2?

- Какой из оксидов углерода – несолеобразующий, а какой – кислотный?

- Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства оксидов углерода.

- Как можно распознать углекислый газ?

- Как получают в промышленности СО2?

2. Изучение нового материала.

Учитель: В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в уксусную кислоту? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.

Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли». (Слайд 1)

а) Молекулярная формула (Слайд 2-3).

Угольная кислота – двухосновная кислота, потому будет диссоциировать ступенчато

диссоциация по второй ступени практически не идёт.

б) Физические свойства (Слайд 4).

Угольная кислота существует только в растворе т.к. она очень легко разлагается на углекислый газ и воду

любая газированная вода представляет собой раствор угольной кислоты в воде.

в) Химические свойства (Слайд 5-6).

Как электролит – очень слабая кислота, диссоциирует на ионы в малой степени, поэтому изменяет окраску индикатора слабо. Например, лакмус в растворе угольной кислоты становится только розовым.

Взаимодействует в растворе со щелочами.

При написании уравнения реакции нужно учитывать, что угольная кислота – слабый электролит, поэтому ее расписывать на ионы нельзя.

Учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:

Соли угольной кислоты – карбонаты (Слайд 7).

Угольная кислота – двухосновная и поэтому может образовывать два вида солей:

Na2CO3
CaCO3
почти все карбонаты, кроме карбонатов
щелочных металлов – нерастворимы

NaHCO3
Ca(HCO3)2
все гидрокарбонаты растворимы

Карбонаты легко превращаются в гидрокарбонаты и наоборот:

Качественная реакция на соли угольной кислоты (СО32- или карбонат-ион) – взаимодействие с разбавленной кислотой, например соляной (Слайд 9).

Учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме (Слайд 8):

(Слайд10)

Жёсткость воды.

Использование жёсткой воды приводит к образованию накипи. Анализ показывает, что жёсткая вода содержит большое количество растворимых солей кальция и магния. Различают временную жёсткость воды и постоянную жёсткость воды.

Временная жёсткость воды или карбонатная, обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. Она легко устраняется кипячением:

или действием известкового молока или соды

Учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме:

Постоянная или некарбонатная жёсткость, обусловлена присутствием в воде других растворимых солеё кальция или магния. Она устраняется добавлением соды

Учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме:

3. Закрепление.

А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы.

- Почему Н2СО3образует 2 вида солей?

- Как называются эти соли?

Предполагаемый ответ: Угольная кислота – двухосновная кислота, поэтому образует два вида солей: средние, карбонаты и кислые, гидрокарбонаты.

- Назовите формулу мела?

Предполагаемый ответ: Мел – карбонат кальция.

- Мрамора?

Предполагаемый ответ: Мрамор– карбонат кальция.

- Жемчуга?

Предполагаемый ответ: Жемчуг – карбонат кальция.

- Питьевой соды?

Предполагаемый ответ: Питьевая сода – гидрокарбонат калия.

- «Что же произошло, когда растворила жемчужину Клеопатра?», запишите уравнение реакции.

Предполагаемый ответ: При растворении жемчуга в уксусной кислоте произошла химическая реакция.

Домашнее задание (Слайд 11).

  1. П. 30 в.5, 6 с.138.
  2. Где в природе встречаются реакции, характеризующие жесткость воды (творческое задание)?

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Дрофа, Москва, 2007.
  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 9 класс. Москва, 2005.
  3. Игнатьева С.Ю. Химия: Нетрадиционные уроки 8-11 класс. Волгоград, 2003.