Цели:
- Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
- Уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязь в природе.
- Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
- Уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
- Развивать внимание, память логическое мышление, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к природе, к Родине и малой родине. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: запись песни “Улыбка”, голоса птиц; маски белки, волка, мышки, плакаты с изображением птиц; корм для птиц в пакетиках; книжки-раскраски “Птицы”.
Ход урока
I. Организационный момент
- Встаньте, поздоровайтесь с гостями. У всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
II. Повторение изученного
- Сегодня мы продолжаем путешествие по зимнему лесу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. Вот и очутились мы на лесной опушке!
- Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу?
- Что звери делают зимой?
- Посмотрите, ребята, кто это появился на нашей лесной опушке?
- Давайте послушаем о чём они ведут разговор.
СЦЕНКА
Белка: - Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает!
Мышь: - Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как о они у тебя, белка в дупле оказались.
Учитель: - Ребята, а кто это к нам пришёл? (Волк)
Волк: - Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Один я, бедный, зимой и летом одним цветом.
Учитель: - Ребята, как же звери готовились к зиме?
- Кого ещё можно встретить в зимнем лесу?
Это… птицы зимнего леса.
- Вот сегодня мы и узнаем, какие птицы зимуют рядом с нами.Прежде чем начать знакомство с птичками, давайте отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок,
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень!
III. Работа по теме урока.
1.- Итак, птицы зимой.
Ребята, давайте поиграем. Я вам буду читать описание птички, а вы постарайтесь определить, что это за птичка. (Учитель проводит игру “Узнай птицу”- по словесному описанию ученики должны узнать птицу).
ВОРОБЕЙ. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Учитель вывешивает картинку и включает запись голоса этой птицы).
- Ребята, а что вы интересного знаете про воробья?
СИНИЦА. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полосочка – галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зелёная, а брюшко – жёлтое.
- А что знаете про синицу?
ДЯТЕЛ. У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и шапочка на голове красные. Клюв острый и прочный.
- Что вы можете рассказать про дятла?
СНЕГИРЬ. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.
- Что вы, ребята, интересное знаете про снегиря?
КЛЁСТ. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
- А что вы можете добавить про клеста?
- А еще клестов называют “северными попугайчиками”. Как вы думаете, почему?
СОРОКА. Голова, крылья, хвост у этой птицы чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный, острый.
- Что вы интересного знаете про сороку?
ВОРОНА. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а остальное тело – серое.
- Что можете добавить про ворону?
2. Работа с учебником.
- Рассмотрите птичек в учебнике на с. 56. Про каких птичек я вам ничего не рассказала, отыщите на картинке. ( поползень, свиристель).
- А наши ребята подготовили сообщение об этих птичках. (Два ученика выступают с сообщениями, показывают картинки).
1) Свиристель – это птица, размером чуть меньше скворца. Клюв широкий с маленьким крючком на конце. На лбу у свиристели длинные перья, которые птица может поднимать как высокий хохол. Летом свиристель питается мелкими насекомыми (комарами). Осенью и зимой любит ягоды и плоды рябины, калины, шиповника.. Зимой свиристель можно увидеть на ветках рябин.
2) Поползень – это лесная птица. Питается разными насекомыми, ест жёлуди. Очень любит лесные орехи. По осени поползень тоже делает запасы. Он таскает в дупла и прячет под кору деревьев орехи, жёлуди, летучки клёна. Часто, в зимнем лесу, услышав тихое постукивание, можно увидеть, что поползень раздалбливает орех, сидит вниз головой.
3. Работа в рабочей тетради.
- Откройте тетради на с. 24. Прочитайте названия птиц и самостоятельно соотнесите птичек с названиями. Проведите линии карандашом.
Проверка выполненного задания. Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, всё ли правильно сделали. Поднимите руки – у кого всё выполнено правильно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас мы поиграем и отдохнём. Встаньте. Я вам буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно хлопать или топать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
- Что неправильно? (мухи)
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
- Птички в зимнем лесу крыльями помахали, согрелись, а теперь, чтобы хищники их не поймали, птички должны тихо сесть на свои места.
- Ребята, я сегодня очень рано пришла в школу, вошла в наш кабинет, а на столе телеграмма.
ПОМОГИТЕ! НАМ ПЛОХО! Птицы. |
- Как вы считаете, ребята, почему птичкам плохо? (Холодно, голодно)
- А что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные, ослабевшие птицы легко замерзают, в суровую зиму из 10-ти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
- Ребята, чем же мы можем помочь птичкам? (Сделать кормушки).
-Да мы с вами изготавливали кормушки на уроке труда, дома вы тоже делали кормушки с родителями. Покажите свои кормушки.
- Кто хочет рассказать, как будете кормить птичек? Куда сыпать корм?
- Какой корм будете насыпать для птичек?
Показать корм в пакетиках.
1. Семечки подсолнечника – все птицы.
2. Пшено, просо – воробьи, синицы.
3. Рябина, калина – снегири, свиристели.
4. Овёс – синицы.
5. Семена тыквы, дыни, кабачков – поползни, синицы, воробьи.
6. Семена арбуза - синицы, поползни.
7. Кедровые орешки поползни, дятлы.
8. Семена клевера – воробьи, синицы.
9. Сало несолёное – синицы.
- Молодцы, ребята! Хорошие кормушки получились! Давайте повесим кормушки на нашу елочку. А остальные кормушки вы оставите в классе, а на следующем уроке окружающего мира мы с вами пойдём в наш парк, развесим кормушки, и будем регулярно ходить пополнять их кормом.
IV. Итог урока.
- А сейчас (…, …, …) подготовили нам замечательные стихи, мы послушаем их и ещё раз вспомним, что мы должны делать для зимующих птиц.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам стремились, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Какие правила мы должны знать и всегда помнить?
V. Заключение.
- У каждого на парте лежит лист, на котором напечатано стихотворение.
- А в стихотворении начало каждой строки как пишется? (с большой буквы)
- Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы следите за мной и подчёркивайте большую букву в начале каждой строки.
1.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
2.
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
3.
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Напечатайте на “досках-фантазиях” (маркерные доски) подчёркнутые буквы и покажите свою запись.
- Получилось у вас предложение? ( кто-то из детей выйдет, прочитает предложение)
Проверка записанного предложения.
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ!
- Об этом мы должны помнить всегда!
- Ребята, а какие птички к нам “прилетали” на лесную поляну? (Учитель показывает картинки птиц указкой на доске, дети называют птичку).
- Молодцы! Ребята, вы хорошо потрудились и на память о себе птички приготовили вам подарки, книжки-раскраски, чтобы вы всегда помнили о них.
- Урок окончен. До свидания!