ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа по направлению “Индустриальные технологии” для учащихся 5–7 классов составлена на основе программы основного общего образования по предмету “Технология” в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17.12.2010 г. №1897).
Данная авторская программа включает в себя основные теоретические сведения и учебно- практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практическую деятельность.
- Основным дидактическим средством является учебно-практическая деятельность учащихся.
- Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение творческих и проектных работ. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.
- Программа представлена на 68 часов в год, из расчёта 2 часа в неделю.
В основной школе учебный предмет построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Данная программа разработана для образовательных учреждений с отсутствием материально- технической базыпо направлению “Индустриальные технологии”.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования различных видов материалов, информации, объектов природной и социальной среды.
Полностью предусмотрено освоение материала по сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики;
- знакомство с миром профессий;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы творческой, проектной деятельности;
- знакомство с миром профессий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Изучение образовательной области “Технология” по направлению “Индустриальные технологии” в 5-7 классахпредусматривает изучение материала по образовательным разделам:
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Данный раздел включает художественную обработку материалов и декоративно-прикладное творчество.
Отличительной особенностью является создание изделий из материалов, не требующих работы в специализированных мастерских, специального оборудования (станков). При этом процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок образцов, чертежей, составления вариантов композиций. Выполнение работы предваряется подбором материалов по технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями, рациональным расходованием материалов.
Черчение и графика
Технология ведения дома
Проектирование и изготовление изделий
Все уроки направлены на усвоение безопасных приёмов работы, развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственное воображение, интеллектуальные и творческие способности, творческую самостоятельность.
В 5 и 6 классе дополнительно изучается раздел Кулинария (по запросу социума).
Данный раздел изучается с целью освоения учащимися технологических знаний, процессов (работа в оборудованных мастерских, на специальном оборудовании). В результате изучения данного курса учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, колющими и режущими инструментами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов. Формируются знания и умения о назначении применяемых ручных инструментов, приспособлений, оборудования, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Все разделы содержат основные теоретические сведения, практические работы. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основные компоненты при составлении календарно-тематического планирования:
- № по порядку
- № урока
- содержание раздела, тем
- количество часов
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
- УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)
Основные обозначения:
* - упражнения, лабораторно – практические, учебно-практические работы - основные разделы программы - дополнительное внесение корректив (по необходимости)
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 классов составлено с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученной учащимися при обучении в начальной школе.
Приложение 1 – календарно-тематическое планирование 5 класс
Приложение 2 - календарно-тематическое планирование 6 класс
Приложение 3 - календарно-тематическое планирование 7 класс
Приложение 4. Прогнозируемый результат
5 класс
№ | Раздел программы | Прогнозируемый результат |
1 | Технологии обработки конструкционных и
поделочных материалов: Художественная обработка материалов Декоративно-прикладное творчество |
Выполнение геометрических фигур в
технике изонить (Рисунок 1). Изготовление декоративной бабочки (Рисунок 2). Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Составление композиционного рисунка. |
2 | Черчение и графика | Графическое изображение простейших изделий. |
3 | Проектирование и изготовление изделий. | Изготовление изделий объёмной формы (Рисунок 3). |
6 класс
№ | Раздел программы | Прогнозируемый результат |
1 | Технологии обработки конструкционных и
поделочных материалов: Художественная обработка материалов Декоративно-прикладное творчество |
Выполнение декоративного панно в
технике изонить -знаки зодиака (Рисунок
4). Выполнение элементов изделия (декоративного панно) в технике гильоширования (Рисунок 5). |
2 | Черчение и графика. | Чертёж элементов детали (в соответствии с планированием). |
3 | Проектирование и изготовление изделий. | Изготовление изделий из модулей |
7 класс
№ | Раздел программы | Прогнозируемый результат |
1 | Технологии обработки конструкционных и
поделочных материалов: Художественная обработка материалов Декоративно-прикладное творчество |
Создание операционной карты основных
технологических свойств металлов; Чертёж деталей, которые можно выполнить на токарном станке (Рисунок 7). Способы художественной обработки изделий |
2 | Черчение и графика. | Простейшие геометрические построения – три вида проекции (Рисунок 8). |
3 | Проектирование и изготовление изделий. | Изготовление декоративной доски - штриховое выжигание (Рисунок 9). |
Список используемой литературы.
- Программа Технология 5-9 классы (ФГОС ООО), Москва “Просвещение” 2012 г.
- Учебник по технологии для учащихся 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.
- Учебник по технологии для учащихся 6 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.
- Учебник по технологии для учащихся 7 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.