Программа "Индустриальные технологии". 5–7-й класс

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа по направлению “Индустриальные технологии” для учащихся 5–7 классов составлена на основе программы основного общего образования по предмету “Технология” в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17.12.2010 г. №1897).

Данная авторская программа включает в себя основные теоретические сведения и учебно- практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практическую деятельность.

  • Основным дидактическим средством является учебно-практическая деятельность учащихся.
  • Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение творческих и проектных работ. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.
  • Программа представлена на 68 часов в год, из расчёта 2 часа в неделю.

В основной школе учебный предмет построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Данная программа разработана для образовательных учреждений с отсутствием материально- технической базыпо направлению “Индустриальные технологии”.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования различных видов материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

Полностью предусмотрено освоение материала по сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики;
  • знакомство с миром профессий;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы творческой, проектной деятельности;
  • знакомство с миром профессий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Изучение образовательной области “Технология” по направлению “Индустриальные технологии” в 5-7 классахпредусматривает изучение материала по образовательным разделам:

Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов

Данный раздел включает художественную обработку материалов и декоративно-прикладное творчество.

Отличительной особенностью является создание изделий из материалов, не требующих работы в специализированных мастерских, специального оборудования (станков). При этом процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок образцов, чертежей, составления вариантов композиций. Выполнение работы предваряется подбором материалов по технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями, рациональным расходованием материалов.

Черчение и графика

Технология ведения дома

Проектирование и изготовление изделий

Все уроки направлены на усвоение безопасных приёмов работы, развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственное воображение, интеллектуальные и творческие способности, творческую самостоятельность.

В 5 и 6 классе дополнительно изучается раздел Кулинария (по запросу социума).

Данный раздел изучается с целью освоения учащимися технологических знаний, процессов (работа в оборудованных мастерских, на специальном оборудовании). В результате изучения данного курса учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, колющими и режущими инструментами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов. Формируются знания и умения о назначении применяемых ручных инструментов, приспособлений, оборудования, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Все разделы содержат основные теоретические сведения, практические работы. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Основные компоненты при составлении календарно-тематического планирования:

  • № по порядку
  • № урока
  • содержание раздела, тем
  • количество часов
  • здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ
  • УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)

Основные обозначения:

* - упражнения, лабораторно – практические, учебно-практические работы
  - основные разделы программы
  - дополнительное внесение корректив (по необходимости)

Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 классов составлено с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученной учащимися при обучении в начальной школе.

Приложение 1 – календарно-тематическое планирование 5 класс

Приложение 2 - календарно-тематическое планирование 6 класс

Приложение 3 - календарно-тематическое планирование 7 класс

Приложение 4. Прогнозируемый результат

5 класс

Раздел программы Прогнозируемый результат
1 Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов:

Художественная обработка материалов

Декоративно-прикладное творчество

Выполнение геометрических фигур в технике изонить (Рисунок 1).

Изготовление декоративной бабочки (Рисунок 2).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства.

Составление композиционного рисунка.

2 Черчение и графика Графическое изображение простейших изделий.
3 Проектирование и изготовление изделий. Изготовление изделий объёмной формы (Рисунок 3).

6 класс

Раздел программы Прогнозируемый результат
1 Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов:

Художественная обработка материалов

Декоративно-прикладное творчество

Выполнение декоративного панно в технике изонить -знаки зодиака (Рисунок 4).

Выполнение элементов изделия (декоративного панно) в технике гильоширования (Рисунок 5).

2 Черчение и графика. Чертёж элементов детали (в соответствии с планированием).
3 Проектирование и изготовление изделий. Изготовление изделий из модулей

(Рисунок 6).

7 класс

Раздел программы Прогнозируемый результат
1 Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов:

Художественная обработка материалов

Декоративно-прикладное творчество

Создание операционной карты основных технологических свойств металлов;

Чертёж деталей, которые можно выполнить на токарном станке (Рисунок 7).

Способы художественной обработки изделий

2 Черчение и графика. Простейшие геометрические построения – три вида проекции (Рисунок 8).
3 Проектирование и изготовление изделий. Изготовление декоративной доски - штриховое выжигание (Рисунок 9).

Список используемой литературы.

  1. Программа Технология 5-9 классы (ФГОС ООО), Москва “Просвещение” 2012 г.
  2. Учебник по технологии для учащихся 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.
  3. Учебник по технологии для учащихся 6 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.
  4. Учебник по технологии для учащихся 7 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва “Вентана-Граф” 2010 г.