Современное профессиональное образование ориентировано таким образом, чтобы оно соответствовало интересам общества в целом и постоянно изменяющемся требованиям заказчика и учредителя в частности. Образовательные услуги должны соответствовать запросам рынка труда, формированию оптимальной структуры профессионального образования, нацеленного на конечный результат – подготовку профессионала, востребованного работодателем. Исходя из этого, в средних профессиональных учреждениях возможен следующий перечень общих компетенций, формируемых у студентов:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учётом межкультурных и этнических различий;
- знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
Формирование профессиональных компетенций студентов обеспечивает содержание материала, предложенное в программах изучаемых учебных дисциплин. Компетентностный подход даёт понимание того, что студенты овладевают не только предметами знаниями, но и умениями, позволяющими им действовать в ситуациях риска и активного выбора. Наиболее успешно эти задачи позволяют решать альтернативные традиционным методом современные педагогические технологии. Мировая педагогика оказывает предпочтения таким технологиям, которые предполагают обучение в сотрудничестве, в команде. Предлагаем на примере педагогической технологии сотрудничества, используемой на занятиях по физике, убедиться в том, что такой вид деятельности вполне успешно позволяет формировать необходимый перечень компетенций у студентов. Педагогическая технология сотрудничества интегрирует индивидуальную и коллективную деятельность студентов. В процессе партнерской деятельности студенты продуцируют новые знания и проецируют их на практическую область применения. Технология сотрудничества позволяет участникам быть важным звеном в общем деле, чувствовать себя партнёрами и сотрудниками, осознавать свою значимость и ответственность. В процессе изучения физики данная технология особенно хорошо зарекомендовала себя при выполнении лабораторного практикума. На лабораторной работе студентам предлагается разбиться на команды по четыре человека, в результате чего формируются команды, условно называемые научно-исследовательскими лабораториями. Каждая команда снабжается должностными обязанностями членов команды (например, заведующий лабораторией, теоретик-аналитик, инженер - электроник, инженер-расчётчик), технологической картой для выполнения поэтапного исследования, методическими указаниями по выполнению лабораторной работы, приборами и оборудованием, рекомендациями по составлению отчёта-анализа, необходимой литературой, доступом к интернету. Распределив партнёрские роли, каждый студент выполняет должностные обязанности и вносит свою лепту в общее дело как полноправный член команды и настоящий партнёр. Творческие отчёты команд, представляемые в форме презентаций, подтверждают, что при выполнении заданий у студентов формируются общие и профессиональные компетенции. Ребята проявляют способность организовать собственную деятельность и работать в команде, в партнерстве, осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения задачи, использовать информационно – коммуникативные технологии, принимать решения и нести за них ответственность. Молодых специалистов, обладающих такими деловыми качествами, хотят видеть современные руководители на производстве.