Урок социально-бытовой ориентировки "Блюда из круп. Меню ужина". 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цели:

  • учить детей составлять меню ужина;
  • познакомить их с видами круп, способами их обработки и
  • приготовлением блюд из круп;
  • развивать познавательную деятельность и логическое мышление;
  • воспитывать интерес к ведению домашнего хозяйства.

Оборудование. Учебные таблицы: “Первичная обработка круп”, “Последовательность приготовления каши”, “Требования к готовому блюду”; продукты питания; посуда и приспособления; коллекция круп; карточки на каждого ребёнка.

Словарь:

- меню - это перечень блюд;

- консистенция - густота каши.

Тип урока - комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок

- Ребята, посмотрите - у нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке, чему уже научились. Поздоровайтесь с ними.

II. Повторение пройденного

1. Фронтальный опрос:

- Над какой темой работали на последнем уроке? Режим питания. Соблюдение правил гигиены при приготовлении пищи. Правила хранения продуктов питания.

- Что такое режим питания?

- Почему нужно соблюдать режим питания?

- Какие правила гигиены необходимо соблюдать во время приготовления пищи?

- Каково назначение холодильника?

- Как правильно хранить продукты питания?

2. Проблемное задание (карточки и конверты на каждого ребёнка).

На карточках нарисован открытый холодильник, в конвертах картинки-наклейки с продуктами питания. Среди продуктов есть такие, которые нельзя хранить в холодильнике (приложение №1)

- Распредели продукты в холодильнике. Мясо, рыба - в морозильной камере. Кефир, сыр, молоко - на полочках. Фрукты, овощи - внизу в ящиках и т.д.

- Какие продукты у вас остались? (Хлеб, овсяные хлопья).

- Почему их нельзя хранить в холодильнике?

III. Объяснение нового материала

Коррекционное упражнение на логическое мышление “Исключи лишнее”. На столе учителя коллекция круп: гречка, рис, перловка, пшено, сахар.

- Посмотрите внимательно на коллекцию продуктов, что здесь лишнее?

- Как можно назвать одним словом все эти продукты (крупа).

- Правильно! И тема нашего урока “Меню ужина. Блюда из круп” (вывешивается на доску).

Задачи. И сегодня на уроке вы будете учиться составлять меню ужина, познакомитесь с видами круп, способами их обработки. Научитесь варить кашу.

а) Меню ужина

1. Рассказ учителя:

Ужин должен состоять из блюд, которые легко и быстро усваиваются организмом, как, например, каши, запеканки, молоко, кефир и всевозможные овощные блюда. Пищу разнообразят ещё в зависимости и от времени года.

Ранней весной продукты бедны витаминами, поэтому следует употреблять в пищу больше зелёного и репчатого лука и есть больше молочных продуктов.

Меню (вывешивается табличка со словарными словами) - это перечень блюд, приготовленных к завтраку, обеду и ужину. Меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак, например, была каша, то на обед надо приготовить картофель или солянку, а на ужин макароны. Продукты надо чередовать и в течение недели.

Ужин обычно состоит из скольких блюд? (Правильно, из двух блюд). Например, на первое можно готовить каши, различные запеканки, яичные или творожные блюда, рыбу. На второе можно подать молоко, кефир или чай, а также печенье, булочка, фрукты и т.д.

Нельзя на ужин давать крепкий чай и кофе. Эти напитки нарушают сон. Нельзя давать одновременно такие продукты, как молоко и капуста, молоко и селёдка. Сочетание этих продуктов принесёт вред организму.

2. Составление меню ужина. (Беседа с учащимися)

- Что ели на завтрак? (дети называют меню завтрака)

- Эти продукты сочетаются между собой?

- А сейчас давайте составим меню ужина, учитывая те знания, которые вы получили на уроке. Лучшее меню запишем в тетрадь (дети составляют меню).

3. Работа в тетради (записать лучшее меню).

IV. Физминутка

б) Способ приготовления каши:

- Ребята! Я хотела бы продолжить объяснение нового материала с русской пословицы: “Каша - мать наша”.

- Объясните эту пословицу.

- Почему каша приравнивается к матери?

- А вы знаете ещё пословицы о каше, назовите их.

Коррекционное упражнение на логическое мышление. На доске карточки с пословицами, разбитыми на две части.

Соедини стрелками начало, и окончание каждой пословицы и прочитай их:

Заварил кашу

 

Кашу не сваришь

Из одного зерна

 

Не испортишь

Кашу маслом

 

Так не жалей масла

Когда дрова горят

 

Пожалей свой живот

Не жалей каши

 

Тогда и кашу варят

- Как вы думаете, почему так много существует пословиц о каше?

Рассказ учителя:

Кашу можно сварить из любого вида круп. В настоящее время на столе русских людей крупяные блюда занимают почётное место. Такое широкое применение их в нашей кухне обусловлено исключительно высокой питательностью и тем, что они легко перевариваются и усваиваются организмом. Наиболее питательные овсяная, гречневая, манная и рисовая.

Основным питательным веществом круп является углевод. Поэтому наряду с хлебом блюда из круп являются важнейшим источником углеводов в нашем организме. В крупах содержатся витамины группы “В”. При недостатке в пище этих витаминов люди становятся рассеянными, плохо спят, у них нарушается деятельность нервной системы.

Из круп готовят различные каши, запеканки, котлеты, гарниры. Самое распространённое блюдо из круп - это каши. Каши варят жидкие, вязкие и рассыпчатые. Степень густоты зависит от количества крупы и жидкости. Чем больше крупы и меньше жидкости, тем гуще каша. Степень густоты определена, словом консистенция. (Вывешивается табличка со словарным словом). Это слово записать и слово запомнить, мы это сделаем позже.

Соль и сахар кладут в жидкость до закладки круп. Крупу засыпают в кипящую жидкость. Добавлять воду во время варки нельзя. Варить кашу лучше всего в алюминиевой или эмалированной кастрюле, она в них не пригорает. Каши подают со сливочным маслом, фруктовыми соусами, молоком, вареньем.

Ребята! А теперь давайте рассмотрим требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных их круп: (приложение №2)

- Жидкая или вязкая каша представляет собой однородную массу без комков.

- Рассыпчатая каша состоит из мягких, не склеенных между собой крупинок.

- Цвет, вкус и запах готовых блюд должен быть характерным для данного вида каши. Прежде чем сварить кашу крупа должна пройти первичную обработку.

- Кто из вас знает, то это такое? (Дети называют). Вывешивается таблица (приложение № 3)

Первичная обработка крупы.

Крупы Моют Подсушивают, поджаривают Замачивают
Гречневая   +  
Рис в тёплой воде -  
Пшено в тёплой воде +  
Манная   +  
Перловая в тёплой воде - в холодной воде 2-3 часа

V. Инструктаж

Сегодня мы научимся варить рассыпчатую гречневую кашу. Для этого нам потребуются следующие продукты и оборудование. (Вывешивается таблица - “Нормы продуктов”). Норма продуктов (на 3-4 человека): (приложение №4)

1. Крупа гречневая - 1 стакан

2. Вода - 2 стакана

3. Соль — 5г (1/2 чайной ложки)

4. Масло сливочное - 3 столовые ложки

Оборудование: сковорода и эмалированная кастрюля.

Рассказ учителя о последовательности приготовления каши и требования к готовому блюду.

Последовательность приготовления каши: (приложение №5)

1. Крупу перебрать, подсушить на сковороде.

2. В кастрюлю влить отмеренное количество воды, вскипятить, посолить, всыпать крупу, размешать и варить на сильном огне 5 мин.

3. Нагрев уменьшить и варить ещё 5 мин.

4. Положить в середину масло, плотно закрыть крышкой и оставить до набухания.

5. Нагрев слабый, крышку не открывать. Через 30 мин. каша готова.

Требования к готовому блюду: (приложение №6)

- Крупинки мягкие, не склеенные между собой.

- Цвет, вкус и запах соответствуют гречневой каше.

VI. Подготовка к практической работе

1. Мытьё рук и надевание спецодежды.

2. Подготовка продуктов.

3. Повторение правил по технике безопасности.

VII. Практическая работа

1. Перебрать крупу

2. Поставить воду и посолить

3. Подсушить крупу

4. Всыпать в кипящую воду

VIII. Работа в тетрадях

После того, как кашу поставили упревать, записать в тетради словарное слово “консистенция” таблицы “Первичная обработка круп”, “Нормы продуктов” и “Последовательность приготовления каши”.

IX. Закрепление полученных знаний

Беседа по вопросам:

- Из каких продуктов должен состоять ужин?

- Какие продукты нельзя сочетать?

- Какие крупы наиболее питательные? Почему?

- Какие правила надо помнить, чтобы каша получилась вкусной?

- В чём заключается первичная обработка круп?

Коррекционное упражнение на логическое мышление “Да, нет, не знаю”.

Ребята! А сейчас мы с вами закрепим наши знания о последовательности приготовления гречневой каши.

У вас на столе перед каждым лежит по 3 карточки (да, нет, не знаю). Я буду задавать вопросы, а вы в зависимости от ответа поднимать карточку.

1. Гречневую крупу перебирают?

2. Её моют?

3. Эту крупу нужно засыпать в холодную воду?

4. Кашу солят перед подачей на стол?

5. Масло сливочное кладут во время варки?

6. Каша должна упреть?

X. Сервировка стола, оценка и дегустация приготовленного блюда

XI. Рефлексия

- Что из полученного вы знали ранее?

- Что было для вас нового? Интересного?

- Какое чувство вы испытали, когда сами готовили новое блюдо?

- Что понравилось на уроке больше всего?

XII. Комментирование оценок

Приложение 1–6