Данная программа определяет новые ориентиры в
нравственно-патриотическом воспитании детей,
основанном на их приобщении к русской народной
культуре. Основная цель - способствовать
формированию у детей личностной культуры,
приобщить их к богатому культурному наследию
русского народа, заложить прочный фундамент в
освоении детьми национальной культуры на основе
знакомства с жизнью и бытом русского народа, его
характером, присущими ему нравственны ми
ценностями, традициями, особенностями
материальной и духовной среды. Параллельно в
программе решаются вопросы расширения базовой
культуры личности образовательных учреждений.
Теоретическую основу программы составляет
известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том,
что дети в процессе ознакомления с родной
культурой приобщаются к непреходящим
общечеловеческим ценностям. Программа
предлагает новые организационно-методические
формы работы; содержит информационные материалы
из различных литературных, исторических,
этнографических, искусствоведческих и других
источников.
В процессе реализации данного проекта ожидаются
следующие результаты:
Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам с изображением праздников, обычаев;
- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим.
- знание истории русского костюма и его элементов;
- знание о России, гербе, флаге и гимна;
- знание б истории своего края, малой Родины, семье, традициях русского народа;
- знания о назначении предметов русского быта;
- знания о народных праздниках;
- расширения кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
- знание былинных героев.
Изобразительная деятельность.
- умение различать изделия народных промыслов;
- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
- в формировании представлений о декоративно – прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, Городецкой росписей (знать и изображать элементы,
использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).
- умение использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.
Музыкальное воспитание.
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;
- знания о разнообразных характерах музыки;
- знания особенностей русских плясок;
- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;
- умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);
- умение придумывать движения, отражающие содержание песни;
- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;
- умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.
Народные игры.
- знание и умение играть в русские народные игры.
Работа ребенка, педагога, родителя в данной программе.
Ребенок
1. Организация самостоятельной художественной деятельности детей в течение пребывания ребенка в школе.
2. Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение песен по заявкам детей, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах, показ кукольного настольного театра; рассказывание историй, сказок о звуках, музыке, мелодий).
3. Организация игровой деятельности детей в течение дня (нар. игр).
4. Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий (“Утро радостных встреч”, “Сладкий вечер”, “Новоселье”, “Итог прожитого дня”); различные виды досугов: танцевальные, обрядовые, религиозные (“Рождественские встречи”).
5. Занятия по интересам (студии, кружки).
6. Организация выставок детского творчества.
7. Конкурсы по выявлению творческих способностей.
Педагог
1. Малый совет по данной программе.
2. Творческая группа по наработке практического материала.
3. Методическое объединение специалистов.
4. Педагогические чтения.
5. Конференции.
6. Семинары.
7. Конкурсы профессионального мастерства.
8. Тематические лекции о композиторах, по знакомству разными видами искусств.
9. Курсы повышения квалификации по данной проблеме.
Родитель
1. “Дни открытых дверей” (просмотры занятий, студийной и кружковой работы).
2. Родительские собрания и конференции.
3. Совместная организация праздников и развлечений.
4. Участие в конкурсе “Талантливый родитель”.
5. Организация выставок совместного творчества взрослых и детей.
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто иное , как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Основная цель – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех специалистов (музыкального руководителя, руководителя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы) . Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания является правильная организация предметно-развивающей среды. Класс эстетически оформлен в определенном стиле, имеются игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал.
Созданная предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- занятия в библиотеке,
- создание книг-самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
- "Волшебная кисточка" – по изобразительной деятельности,
- "Умелые руки" – по изонити,
- "В гостях у сказки" – театральный,
- "Волшебная мастерская" – по народным художественным ремеслам
Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – необходимо согласование усилий учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в школе большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный школой.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Сотрудничество с детской библиотекой , школой искусств, Домом детского творчества,
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
Раздел I Историческое прошлое России и русского народа
1 класс
Цель: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.
Тема 1: Кто мы, откуда? Где наши корни?
Моя семья, мои близкие родственники.
Семья – это группа живущих вместе родственников.
Рассматривание семейных фотографий.
Изготовление (рисование) семейного древа (родословное древ). 4часа
Тема 2: Древняя Русь.
Места проживания наших предков.
Начало Древней Руси. Мы –русские. Откуда пошло название нашей родины (Русь). Представление о первых людях – славянах, русичах: их облик, сила, мудрость, ловкость, выносливость, взаимная поддержка. Где и как жили славяне.
История нашего края. Знакомство с древнерусской архитектурой(репродукции),строительство жилища (рисование избы). 4 часа
Тема 3: Быт и основные занятия русских людей.
Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка).
Отгадывание загадок о предметах быта. 4 часа
Тема 4: “Дом – начало всех начал: любви, добра, труда и света!”.
(Экскурсия в русскую избу). 4 часа
Тема 5: Из истории мужской и женской одежды.
Знакомство с историей народного костюма, его элементами.
Рассматривание соответствующих репродукций.
Знакомство с такими деталями русского костюма как: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, картуз.
Раскрашивание народных костюмов. 4 часа
Тема 6: Поэзия народного костюма.
Русский национальный костюм. Аппликация костюма. 2 часа
Тема 7: Из истории русской кухни.
Национальные блюда (чем питались наши предки).
Русский самовар и чаепитие на Руси. 2 часа
Тема 8: Календарь.
История времяисчисления.
Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен). Земледельческий календарь.
Народные приметы. 4 часа
Тема 9: “Про отцов и дедов помнить от века завещано…”.
Беседа о празднике Победы: о родственниках погибших в годы войны.
Война и дети.
Рассматривание фото на эту тему. 4 часа
Тема 10: “Человек жив до тех пор, пока его помнят”.
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. 4 часа
Тема 11: “Край родной, навек любимый”.
Наша “малая родина” - место, где я родился. 4 часа
Посещение музеев( по выбору):
Музей (археологии) Музей истории Москвы Исторический музей на Красной площади (древнейших времен до XIX в.) Сокровища Кремля: Оружейная палатаМосковский Кремль (экскурсия по территории Кремля) Храм Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор) Музей древнерусского искусства и культуры им. А.Рублева (Спасо-Андроников монастырь) Церковь Покрова в Филях (памятник в честь победы над польскими войсками и первый мемориал Отечественной войны 1812 г) Храм Христа Спасителя (с посещением музея и смотровой площадки Храма) Музей "Кадашевская слобода" (история Замоскворечья, мастер-классы по ремеслам) Бородинская панорама (Москва в 1812 году) Музей русского быта (как жили наши предки) Музей народной игрушки "Забавушка" Измайловский Кремль. "Чудо-град” Кусково Кузьминки Царицыно (обзорная экскурсия, большой дворец) Музей "Дом сказок" Музей современной истории России
Раздел II Устное народное творчество
2 класс
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством. Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.
Тема 1: Путешествие в прошлое России “На героя и слава бежит”.
На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки.
Чтение былин.
Просмотр диафильмов.
Рассматривание и обсуждение картины Васнецова “Богатыри” (доспехи, оружие). 8 часов
Тема 2: Устное народное творчество – мудрость народа.
Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки. 2 часа
Тема 3: “Старая пословица до веку не сломится”.
Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками.
Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).
Чтение русской народной сказки “Про Филю”. 4 часа
Тема 4: “На печи лежит, сказки слушаем”.
“Нет сказки без правды” - говорит пословица.
Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков). 8 часов
Тема 5: Загадки – дело серьезное.
Загадки – испытание на сообразительность, смекалку,.
Догадку, забава.
Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения. 6 часов
Тема 6: “Собирайся народ, кто в прятки идет”.
Играем в забытые детские игры.
Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).
Разучивание считалок
Тема 7: Живет в народе песня.
Беседа о русской народной песне и частушке.
Знакомство с пословицами и поговорками о песне.
Прослушивание русских народных песен. 4 часа
Тема 8: “Сердце матери, лучше солнца греет”.
Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок.
Портрет моей мамы (дети рисуют). 4 часа
Тема 9: “Грач на горе – весна на дворе”.
Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
Загадывание загадок о весне.
Разучивание закличек птиц и весны.
Знакомство с народными приметами. 4 часа
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Музей древнерусского искусства и культуры им. А. Рублева (Спасо-Андронников монастырь) Третьяковская галерея Музей русского быта (как жили наши предки) Музей русской гармоники (посещение музея, концерт, чаепитие) Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки - путешествие в страну музыкальных инструментов Музей народной игрушки Музей Виктора Васнецова (музей, Троицкое подворье, чаепитие) Музей театра кукол им. С.Образцова Музей декоративно-прикладного искусства (лаковая миниатюра, коллекция самоваров, стекла, фарфора,ткани) Музей "Дом сказок" Музей художественных тканей текстильной академии Музей народной игрушки "Забавушка" Музей кукол "Кукольный дом" Резиденция Деда Мороза в Москве
Раздел III Народные праздники и традиции
3 класс
Цель: Познакомить с традициями и праздниками русского народа, показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.
Тема 1: Покров – первое зазимье.
Народные приметы.
Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
Приметы, загадки, пословицы об осени. 4 часа
Тема 2: Русские народные праздники и традиции.
История православных, народных праздников.
Обычаи и традиции,связанные с их проведением. 4 часа
Тема 3: Новый год на Руси.
Рассказ о праздновании Нового года на Руси.
Снегурочка – внучка Деда – Мороза. Чтение сказки.
Новогодний костюм. 4 часа
Тема 4: “Пришла Коляда накануне Рождества”.
Беседа о рождественских праздников, святочных гаданиях.
Разучивание колядок, традиции рождественских праздников.
Выставка открыток. 4 часа
Тема 5: “Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!”.
Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр.
Знакомство с приметами.
Чтение русской народной сказки “Как весна зиму поборола”. 4 часа
Тема 6: “Прощай, масленица”.
Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. 4 часа
Тема 7: “Христос воскрес – воистину воскрес!”.
Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями.
Изодеятельность: раскрашивание пасхальных яиц в подарок родителям и друзьям. 4 часа
Тема 8: “Белая береза – русская береза (Троица)”.
Знакомство с традициями народных гуляний на троицу.
Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы.
Разучивание хоровода Загадки о березе, о лете. 4 часа
Посещение музеев ( по выбору):
Кусково Кузьминки Коломенское ЦарицыноМузей-усадьба "Архангельское" Музей-усадьба "Абрамцево" Горки (музей крестьянского быта, усадьба “Горки”)
Раздел IV Народные художественные промыслы
4 класс
Цель: Познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.
Тема 1: “Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома”.
Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи.
Самостоятельная роспись. 10 часов
Тема 2: “Гжель прекрасная”.
Знакомство с художественным гжельским промыслом.
Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. 10 часов
Тема 3: Русская народная игрушка.
Рассказ о народной игрушке (матрешка, кукла). 10 часов
Тема 4: Путешествие на златогривой чудо – тройке.
Знакомство детей с образом коня в русском декоративно – прикладном искусстве (Городецкая, палехская, хохломская роспись).
Рассказ о мастерах Палеха. Использование иллюстраций. 10 часов
Посещение музеев (по выбору):
Богородская игрушка (Музей деревянной игрушки, производство, магазин) Вербилки (производство фарфора, магазин фарфора) + Дмитров Гжель. “Синь России” (производство, мини-зоопарк, “черная комната”, мастер-класс по рисованию, склад-магазин + чаепитие)Гжель. Гончарно-майоликовый завод (производство, музей, мастер-класс по лепке, магазин + чаепитие) Гжель. Гжельский художественно - промышленный колледж (производство, музей, мастер-класс по лепке и рисованию, магазин + чаепитие Гусь-Хрустальный (музей хрусталя, магазин, выставка художественного стекла) Жостово (роспись подносов) – музей, магазин +мастер-класс Федоскино (производство лаковой миниатюры, музей) Музей "Русские валенки" (история ремесла, мастер-класс) Клинское подворье (производство елочных игрушек, музей, мастер-класс) Ликино – Дулево. Производство фарфора, магазин фарфора. Павловский Посад. (Краеведческий музей, Покровско-Васильевский монастырь, магазин “Павлово-Посадские шали и платки”).