Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Разделы: Биология, География

Класс: 6


Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;
  • показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

  • расширение кругозора обучающихся;
  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Оборудование:

Ход урока

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1, 2, 3) (приложение 1)

- Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии: прочитайте тему урока “Многообразие и происхождение культурных растений”

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В параграфе 47 на стр.180 (1 абзац ) найдите определения:

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

- ради чего первобытные люди собирали растения?

Учитель биологии:

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- Прочитайте на стр. 180 определение, что такое искусственный отбор

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- Прочитайте в учебнике стр. 180 определение “селекция”.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд 4.5) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд 6) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

Учитель биологии: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много привычных нам культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидор и т.д.

Диалог с детьми:

- У кого из вас есть огород?

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступления наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”

(Приложение 2), которые лежат у вас на столах.

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Раньше всех на российских огородах появились растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся с сообщениями о К.Р. (Приложение 3)

(слайды 10,11,12,13,14).

Название растения Время знакомства Откуда прибыло
Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

   

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель географии: Ребята, проверим, насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1. Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2.Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3. Корни какого растения больше всего содержат сахара?

4. Какое растение называют “Черным рисом”?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 9) вслед за Колумбом в Новый Свет отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы ( интернет – ресурс 3 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб — Видео@Mail.Ru ) ( слайд 16)

- Что же они привезли в Старый Свет?

- Какие новые растения?

- Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследователя (слайды 17,18,19,20)

Название растения Время знакомства Откуда прибыло
Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

   

Закрепление:

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название.

Какое растение в Италии называли “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по праву называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? ( слайд 21) [BIO6_06-48]_[MA_01].SWF (объект “application/x-shockwave-flash”)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление обучающегося о Н.И.Вавилове (Приложение 4)

Учитель биологии: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

Одно из направлений в развитии сельского хозяйства — это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

(Приложение 5)

  • Гваюла (слайд 25,26)
  • Echinochloa (слайд 27)
  • Хохоба (слайд 28,29,30)
  • Спаржевый горох (слайд 31)

Мы ответили на наш вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастующие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление. (Загадки о растениях в стихах)

1.

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

2.

Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя, ... (петрушка)

3.

Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу вас сладким чаем. (свёкла)

4.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

5.

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух)

6.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

- О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашнее задание: (слайд 32).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые использует человек.

РЕФЛЕКСИЯ

1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

2. Что вам особенно запомнилось?

3. Понравилась ли вам такая форма урока?