Класс: Шестой.
Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, ручка, цветная бумага, фломастеры, карточки.
Время реализации занятия: 45 минут.
Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация слайдов.
Примечание: работать мышкой.
Целесообразность использования ИКТ на внеклассном мероприятие:
- Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций;
- Повышение эффективности усвоения регионального компонента за счёт одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Тема: «Город на Двине» (слайд 1)
Цель: расширение кругозора учащихся по Архангельской области, посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов, способствовать повышению интереса учащихся к региональному компоненту, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений через коллективно-творческую деятельность.
Задача: (2 слайд)
- В занимательной игровой форме закрепить знания по краеведению, поощрять коллективную работу учащихся, взаимопонимания.
- Прививать любовь к своей области, своему региону.
- Продолжить показывать значимую роль сохранение поморских традиций.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, в классе, развивать коммуникативные способности.
- Совершенствовать у учащихся навыки коллективно – творческой деятельности
Оборудование:
- Раздаточный материал;
- Аудиомагнитофон;
- Экран для просмотра презентации;
- Карточки;
- Призы.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- индуктивные;
- дедуктивные;
- проблемно-поисковые;
Методы формирования сознания:
- метод воспитательных ситуаций;
- беседа;
- дискуссия;
- пример;
- рассказ;
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- анализ жизненных ситуаций;
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации новизны;
- познавательная игра;
Ход мероприятия
- Организационный этап (установление позитивного эмоционального контакта)
- Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.
- Актуализациая знаний учащихся о городе, поморских традициях, достопримечательностях.
- Групповая работа учащихся: ответы на вопросы, решение проблемной ситуации.
- Дискуссия на тему: «Архангельск – мой город».
- Динамическая пауза.
- Обобщение знаний учащихся о городе, выдающихся архангелогородцах, традициях.
- Познавательная игра.
- Групповая творческая работа (составление северных поговорок и пословиц).
- Обобщение и выводы по теме: «Город на Двине».
- Рефлексия.
Прогнозируемые результаты:
- У учащихся должно сложиться более полное представление о поморских ценностях, традициях, своём городе.
- У учащихся закрепится позитивное отношение к достопримечательностям, историческим ценностям Архангельска.
- Систематизация краеведческих знаний.
- Произойдёт повышение уровня навыков коллективно-творческой деятельности.
- У учащихся возникнет желание охранять и защищать окружающую среду своей области.
- Воспитать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Правила работы в группе:
- Доброжелательная и открытая атмосфера в группе.
- Участвуя в работе группы, мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда другим участникам.
- Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.
- Мы начинаем речь словом «Я считаю...», «Я думаю...».
- Мы высказываемся в круг.
- Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников группы.
- Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.
- Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.
Ход занятия
Этапы занятия | Временная реализация |
Организационный момент: Приветствие, проверка готовности команд к игре. Команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды. | 5 минут |
Проведение игра (актуализация знаний) I тур «Улицы города Архангельска» II тур «Персоналии» III тур «Достопримечательности города» |
6 минут 5 минут 8 минут |
Физминутка | 2 минуты |
Рефлексия IV тур «Богатства северного края» V тур «Поморские пословицы» VI тур «Северные загадки» |
5 минут 3 минуты 6 минут |
Подведение итогов и награждение. | 5 минут |
Итого 45 – минут.
Подготовка к игре: в классе формируются команды (численностью 4-5 человека). Каждая команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды.
Этапы реализации игры:
Звучит песня «Архангельск»
Слова и музыка Марии Картушиной
Архангельск – мой город любимый,
Стоит на Двинском берегу.
И каждое утро с рассветом
Я с мамою в садик иду.
Архангельск – мой город родной.
Архангельск красивый такой.
Архангельск, ты в сердце всегда,
И песня моя про тебя.
Идем по широким проспектам,
По улицам тихим идем,
И по тенистому парку
Мы с мамой шагаем вдвоем.
Спешат по Двине теплоходы,
И чайки кружат над волной.
Красив ты в любую погоду,
Всегда я любуюсь тобой.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались на игру, чтобы определить, какая команда достойна звания «Знаток своего края». Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и компетентное жюри. Вы имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. И так мы начинаем игру…
- Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.
- Приветствие команд (название команд с поморским, северным уклоном; девиз; капитан команды).
Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.
Как здорово и правильно,
Что среди множества наук,
Мы изучаем краеведение,
Чтоб стал понятен и интересен наш Север всем вокруг!
Наша игра состоит из следующих туров: (слайд 3)
- Улицы города Архангельска.
- Персоонали.
- Достопримечательности города
- Богатство северного края
- Поморские пословицы
- Северные загадки
Ведущий: Имена улиц любого города это его лицо, живой голос минувшего, история, которая всегда рядом и ежечасно напоминает каждому жителю о деяниях наших предков.
Поэт Роберт Рождественский справедливо писал в одной из своих поэм:
В городе сотни дорог,
Вечность в себе таящих.
Город всегда диалог
Прошлого с настоящим.
ТУР №1 «Улицы города Архангельска»
(слайды 4-8)
Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии улиц города и определить их название. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Можно заработать 3 балла.
1 команда
- Пр. Московский
- Пр. Обводный канал
- Ул. Тимме
2 команда
- Троицкий проспект
- Ул. Логинова
- Ул. Урицкого
3 команда
- Ул. Поморская
- Площадь Ленина
- Ул. К. Маркса
4 команда
- Ул. Воскресенская
- Наб. Северной Двины
- Ул. Чумбара – Лучинского
Ведущий:
Тому, кто ищет постоянно новое в известном,
Кому без книг на свете жить не интересно,
Кому по силам смелые дерзания –
Мы посвящаем второе состязание.
ТУР №2 «ПЕРСОНАЛИИ»
(слайд 9–14)
Командам нужно узнать портреты выдающихся людей, которые внесли вклад в развитие Архангельска. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ 1 балл. За этот тур можно набрать 10 баллов
Портреты:
- Иван Грозный
- Петр I
- Прокопий Галушин
- К. П. Гемп
- Михаил Ломоносов
- Федор Абрамов
- Степан Писахов
- Борис Шергин
- Геогрий Седов
- Аркадий Гайдар
Ведущий: В нашем городе много достопримечательностей. А знаете ли вы их? Сейчас узнаем и начинаем 3 тур.
ТУР №3 «Достопримечательности города»
(слайд 15–19)
Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии и назвать достопримечательностей города. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ.
1 команда
- Гостинный двор
- Английский танк
- Обелиск Севера
2 команда
- П. Виноградову
- Петру I
- Соловецким юнгам
3 группа
- Тюленю – спасителю
- Ломоносову М. В.
- Сене Малине
4 команда
- С. Писахову
- В.И. Ленину
- Петру и Февронии
Ведущий: Северный край богат разнообразными природными ресурсами. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Следующий тур, так и называется «Богатство Северного края»
ТУР №4 «Богатство Северного края»
(слайд 20–21)
Командам показывают с помощью условных знаков, чем славится поморская земля, в течение 2 минут, они должны определить, условные знаки, записать на карточке и отдать жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Можно заработать 8 баллов.
Ответы: 1. Болото; 2. Сосна; 3. Реки; 4. Нефть; 5. Природный газ; 6. Торф; 7. Поваренная соль; 8. Алмазы.
Ведущий:
Как по морю, морю Белому,
Морю Белому студеному,
Разгулялися ветры буйные,
Ветры бурю несут, непогодушку…
Земля поморская славиться поговорками и пословицами. Обратимся к народной мудрости. Мы начинаем 5 тур.
ТУР №5 «Поморские пословицы» (слайд 22 – 23)
Предлагает каждой группе, составить пословицы. Выдаются разрезанные карточки, нужно правильно их соединить в течение 2 минут. За правильность 1 балл.
1 группа
"Море – горе, а без него вдвое»
2 группа
«Топор теплее шубы греет»
3 группа
«В дружной семье всегда теплее»
4 группа
«Велик белый свет, да теплей своего края нет»
Ведущий: А сейчас проверим, как вы умеете отгадывать загадки.
Тур №6 « Северные загадки»
(слайды 24–29)
Командам предлагается отгадать загадки, за каждый правильный ответ 1 балл выставляет жюри. Можно набрать 10 баллов.
-
Живёт в лесу работник -
Лесной носатый плотник (Дятел) -
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом,
Тут как тут! ( Снегирь) -
Юркий, маленький зверёк,
С ветки прыг, на ветку скок (Белка) -
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось) -
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед,
И ягоду лесную (Медведь) -
Я красна, я кисла,
На болоте я росла
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком (Клюква) -
Все обходят это место:
Здесь земля,
Как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги (Болото) -
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море (Река) -
Что летом и зимой,
В рубахе одной? (Сосна) -
Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень,
Это – северный ... (Олень)
Ведущий: На этом мы завершаем нашу игру «Город на Двине» с надеждой продолжить её в будущем. Ведь очень важно знать и любить свой северный край. Как сказал великий русский поэт Николай Гумилёв:
Люблю тебя, мой край родной
И не ищу красы иной.
Тебе любовь и силы отдаю
Всего себя, всю жизнь свою
Н. Гумилев
Итог занятия: Жюри подводит итоги, награждает победителей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 174, [2]с.: ил. карт.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009. – 173 с. – (Учение с увлечением).
- География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/.../vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра «АТЫ – БАТЫ» (история, 4 класс) – шаблон
- www.liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. М. Картушиной слова и музыка- «Архангельск»
- Анимации-шаблоны.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Максимальное количество баллов – 35 балла.
- «Улицы города Архангельска» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.
- «Персоналии» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.
- «Достопримечательности города» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.
- «Богатство Северного края» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 8 баллов.
- «Поморские пословицы» – 1 балл.
- «Северные загадки» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.
№ команды | Улицы города Архангельска 3 балла |
Персоналии 10 баллов |
Достопримечательности города 3 балла |
Богатство северного края 8 баллов |
Поморские пословицы 1 балл |
Северные загадки 10 баллов |
Всего баллов 35 баллов |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |