Внеклассное мероприятие по географии с региональным компонентом "Город на Двине"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: Шестой.

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, ручка, цветная бумага, фломастеры, карточки.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация слайдов.

Примечание: работать мышкой.

Целесообразность использования ИКТ на внеклассном мероприятие:

  • Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций;
  • Повышение эффективности усвоения регионального компонента за счёт одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Тема: «Город на Двине» (слайд 1) 

Цель: расширение кругозора учащихся по Архангельской области, посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов, способствовать повышению интереса учащихся к региональному компоненту, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений через коллективно-творческую деятельность.

Задача: (2 слайд)

  1. В занимательной игровой форме закрепить знания по краеведению, поощрять коллективную работу учащихся, взаимопонимания.
  2. Прививать любовь к своей области, своему региону.
  3. Продолжить показывать значимую роль сохранение поморских традиций.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, в классе, развивать коммуникативные способности.
  5. Совершенствовать у учащихся навыки коллективно – творческой деятельности

Оборудование:

  • Раздаточный материал;
  • Аудиомагнитофон;
  • Экран для просмотра презентации;
  • Карточки;
  • Призы.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • проблемно-поисковые;

Методы формирования сознания:

  • метод воспитательных ситуаций;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • пример;
  • рассказ;

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

  • анализ жизненных ситуаций;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации новизны;
  • познавательная игра;

Ход мероприятия

  1. Организационный этап (установление позитивного эмоционального контакта)
  2. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.
  3. Актуализациая знаний учащихся о городе, поморских традициях, достопримечательностях.
  4. Групповая работа учащихся: ответы на вопросы, решение проблемной ситуации.
  5. Дискуссия на тему: «Архангельск – мой город».
  6. Динамическая пауза.
  7. Обобщение знаний учащихся о городе, выдающихся архангелогородцах, традициях.
  8. Познавательная игра.
  9. Групповая творческая работа (составление северных поговорок и пословиц).
  10. Обобщение и выводы по теме: «Город на Двине».
  11. Рефлексия.

Прогнозируемые результаты:

  1. У учащихся должно сложиться более полное представление о поморских ценностях, традициях, своём городе.
  2. У учащихся закрепится позитивное отношение к достопримечательностям, историческим ценностям Архангельска.
  3. Систематизация краеведческих знаний.
  4. Произойдёт повышение уровня навыков коллективно-творческой деятельности.
  5. У учащихся возникнет желание охранять и защищать окружающую среду своей области.
  6. Воспитать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.

Правила работы в группе:

  1. Доброжелательная и открытая атмосфера в группе.
  2. Участвуя в работе группы, мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда другим участникам.
  3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.
  4. Мы начинаем речь словом «Я считаю...», «Я думаю...».
  5. Мы высказываемся в круг.
  6. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников группы.
  7. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.
  8. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.

Ход занятия

Этапы занятия Временная реализация
Организационный момент: Приветствие, проверка готовности команд к игре. Команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды. 5 минут
Проведение игра (актуализация знаний)
I тур «Улицы города Архангельска»
II тур «Персоналии»
III тур «Достопримечательности города»

6 минут
5 минут
8 минут
Физминутка 2 минуты
Рефлексия
IV тур «Богатства северного края»
V тур «Поморские пословицы»
VI тур «Северные загадки»

5 минут
3 минуты
6 минут
Подведение итогов и награждение. 5 минут

Итого 45 – минут.

Подготовка к игре: в классе формируются команды (численностью 4-5 человека). Каждая команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды.

Этапы реализации игры:

Звучит песня «Архангельск»

Слова и музыка Марии Картушиной

Архангельск – мой город любимый,
Стоит на Двинском берегу.
И каждое утро с рассветом
Я с мамою в садик иду.
Архангельск – мой город родной.
Архангельск красивый такой.
Архангельск, ты в сердце всегда,
И песня моя про тебя.
Идем по широким проспектам,
По улицам тихим идем,
И по тенистому парку
Мы с мамой шагаем вдвоем.
Спешат по Двине теплоходы,
И чайки кружат над волной.
Красив ты в любую погоду,
Всегда я любуюсь тобой.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались на игру, чтобы определить, какая команда достойна звания «Знаток своего края». Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и компетентное жюри. Вы имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. И так мы начинаем игру…

  • Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.
  • Приветствие команд (название команд с поморским, северным уклоном; девиз; капитан команды).

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.

Как здорово и правильно,
Что среди множества наук,
Мы изучаем краеведение,
Чтоб стал понятен и интересен наш Север всем вокруг!

Наша игра состоит из следующих туров: (слайд 3)

  1. Улицы города Архангельска.
  2. Персоонали.
  3. Достопримечательности города
  4. Богатство северного края
  5. Поморские пословицы
  6. Северные загадки

Ведущий: Имена улиц любого города это его лицо, живой голос минувшего, история, которая всегда рядом и ежечасно напоминает каждому жителю о деяниях наших предков.

Поэт Роберт Рождественский справедливо писал в одной из своих поэм:

В городе сотни дорог,
Вечность в себе таящих.
Город всегда диалог
Прошлого с настоящим.

ТУР №1 «Улицы города Архангельска»

(слайды 4-8)

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии улиц города и определить их название. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Можно заработать 3 балла.

1 команда

  • Пр. Московский
  • Пр. Обводный канал
  • Ул. Тимме

2 команда

  • Троицкий проспект
  • Ул. Логинова
  • Ул. Урицкого

3 команда

  • Ул. Поморская
  • Площадь Ленина
  • Ул. К. Маркса

4 команда

  • Ул. Воскресенская
  • Наб. Северной Двины
  • Ул. Чумбара – Лучинского

Ведущий:

Тому, кто ищет постоянно новое в известном,
Кому без книг на свете жить не интересно,
Кому по силам смелые дерзания –
Мы посвящаем второе состязание.

ТУР №2 «ПЕРСОНАЛИИ»

(слайд 9–14)

Командам нужно узнать портреты выдающихся людей, которые внесли вклад в развитие Архангельска. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ 1 балл. За этот тур можно набрать 10 баллов

Портреты:

  • Иван Грозный
  • Петр I
  • Прокопий Галушин
  • К. П. Гемп
  • Михаил Ломоносов
  • Федор Абрамов
  • Степан Писахов
  • Борис Шергин
  • Геогрий Седов
  • Аркадий Гайдар

Ведущий: В нашем городе много достопримечательностей. А знаете ли вы их? Сейчас узнаем и начинаем 3 тур.

ТУР №3 «Достопримечательности города»

(слайд 15–19)

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии и назвать достопримечательностей города. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

1 команда

  • Гостинный двор
  • Английский танк
  • Обелиск Севера

2 команда

  • П. Виноградову
  • Петру I
  • Соловецким юнгам

3 группа

  • Тюленю – спасителю
  • Ломоносову М. В.
  • Сене Малине

4 команда

  • С. Писахову
  • В.И. Ленину
  • Петру и Февронии

Ведущий: Северный край богат разнообразными природными ресурсами. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Следующий тур, так и называется «Богатство Северного края»

ТУР №4 «Богатство Северного края»

(слайд 20–21)

Командам показывают с помощью условных знаков, чем славится поморская земля, в течение 2 минут, они должны определить, условные знаки, записать на карточке и отдать жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Можно заработать 8 баллов.

Ответы: 1. Болото; 2. Сосна; 3. Реки; 4. Нефть; 5. Природный газ; 6. Торф; 7. Поваренная соль; 8. Алмазы.

Ведущий:

Как по морю, морю Белому,
Морю Белому студеному,
Разгулялися ветры буйные,
Ветры бурю несут, непогодушку…

Земля поморская славиться поговорками и пословицами. Обратимся к народной мудрости. Мы начинаем 5 тур.

ТУР №5 «Поморские пословицы» (слайд 22 – 23)

Предлагает каждой группе, составить пословицы. Выдаются разрезанные карточки, нужно правильно их соединить в течение 2 минут. За правильность 1 балл.

1 группа

"Море – горе, а без него вдвое»

2 группа

«Топор теплее шубы греет»

3 группа

«В дружной семье всегда теплее»

4 группа

«Велик белый свет, да теплей своего края нет»

Ведущий: А сейчас проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Тур №6 « Северные загадки»

(слайды 24–29)

Командам предлагается отгадать загадки, за каждый правильный ответ 1 балл выставляет жюри. Можно набрать 10 баллов.

  1. Живёт в лесу работник -
    Лесной носатый плотник (Дятел)

  2. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдёт приют:
    Не боится он простуды —
    С первым снегом,
    Тут как тут! ( Снегирь)

  3. Юркий, маленький зверёк,
    С ветки прыг, на ветку скок (Белка)

  4. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко (Лось)

  5. Мой белый брат во льдах живёт
    И рыбу ест морскую,
    А я люблю пчелиный мед,
    И ягоду лесную (Медведь)

  6. Я красна, я кисла,
    На болоте я росла
    Дозревала под снежком,
    Ну-ка, кто со мной знаком (Клюква)

  7. Все обходят это место:
    Здесь земля,
    Как будто тесто,
    Здесь осока, кочки, мхи,
    Нет опоры для ноги (Болото)

  8. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе.
    Узкий кончик – в роднике,
    А широкий – в море (Река)

  9. Что летом и зимой,
    В рубахе одной? (Сосна)

  10. Бьёт копытами «цок-цок»,
    Снег летит, крупа, песок.
    Знают все, кому не лень,
    Это – северный ... (Олень)

Ведущий: На этом мы завершаем нашу игру «Город на Двине» с надеждой продолжить её в будущем. Ведь очень важно знать и любить свой северный край. Как сказал великий русский поэт Николай Гумилёв:

Люблю тебя, мой край родной
И не ищу красы иной.
Тебе любовь и силы отдаю
Всего себя, всю жизнь свою
Н. Гумилев

Итог занятия: Жюри подводит итоги, награждает победителей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 174, [2]с.: ил. карт.
  2. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009. – 173 с. – (Учение с увлечением).
  3. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/.../vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра «АТЫ – БАТЫ» (история, 4 класс) – шаблон
  2. www.liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. М. Картушиной слова и музыка- «Архангельск»
  3. Анимации-шаблоны.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Максимальное количество баллов – 35 балла.

  1. «Улицы города Архангельска» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.
  2. «Персоналии» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.
  3. «Достопримечательности города» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.
  4. «Богатство Северного края» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 8 баллов.
  5. «Поморские пословицы» – 1 балл.
  6. «Северные загадки» – 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.
№ команды Улицы города Архангельска
3 балла
Персоналии
10 баллов
Достопримечательности города
3 балла
Богатство северного края
8 баллов
Поморские пословицы
1 балл
Северные загадки
10 баллов
Всего баллов
35 баллов
1
2
3
4

Приложение.