Цели и задачи урока: сформировать представление учащихся о физико-географическом положении Австралии, познакомить с историей открытия и исследования этого материка.
Оборудование: физическая карта мира, глобус, физическая карта Австралии, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель начинает урок со строк из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта»
«Представьте себе, друзья мои, материк, который,
образовываясь, поднимался из морских волн не
своей центральной частью, а краями как какое-то
гигантское кольцо; материк, в середине которого
есть наполовину испарившееся внутреннее море;
где реки с каждым днем все больше и больше
высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве;
где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где
листья обращены к солнцу не поверхностью, а
ребром и не дают тени; где растут огнестойкие
леса; где каменные плиты тают от дождя; где
деревья низкорослы, а травы гигантской вышины;
где животные необычны; где у четвероногих
имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что
заставило ученых выделить их в особый класс
птице зверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной
длины. ... Земля парадоксальная, опровергающая
законы природы!» (Ж. Верн)
Если материк находится изолированно от других
материков, то он самый необычный. Поэтому давайте
определим самые уникальные отличительные черты
материка:
– Австралия – самый маленький материк на Земле
– Австралия полностью расположена в южном
полушарии
– Австралия – материк реликтов (животных и
растений, сохранившихся с прошлых геологических
времен)
– Здесь нет действующих вулканов и современного
оледенения
– Австралия – самый засушливый материк на Земле
– Около половины площади материка занимают
пустыни и полупустыни
– Весь материк занимает одно государство –
Австралийский Союз
Учащиеся, работая с картой, самостоятельно делают описание физико-географическое положения материка по плану, данному в учебнике. После этого учитель предлагает сравнить географическое положение Австралии и Африки. Работа оформляется в виде таблицы:
Сравнение географического положения Австралии и Африки
Сходство |
Различия |
|
Австралия | ||
Африка |
С целью закрепления географического положения материка можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.
– Австралия полностью расположена в ...
полушарии
– Австралия с запада омывается ... океаном
– Южный тропик пересекает Австралию ...
– Самый большой остров, расположенный к северу
от материка – ...
– Большой Австралийский залив расположен с ...
материка
– Восточной крайней точкой Австралии считается
...
– Австралия располагается в ... климатических
поясах
Работа с контурными картами
Учащимся раздаются списки номенклатуры по береговой линии материка, предлагается отметить объекты на контурных картах:
моря – Тасманово, Арафурское, Тиморское,
Коралловое
проливы – Торресов, Бассов
заливы – Большой австралийский,
Карпентария
острова – Тасмания, Новая Гвинея, Новая
Зеландия
полуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд
крайние точки – мыс Йорк, мыс Юго-Восточный,
мыс Байрон, мыс Стип-Пойнт
История открытия и исследования материка
Далее учитель рассказывает об истории открытия материка.
В 16 веке картографы изображали на картах и
глобусах в южном полушарии огромную
"Неведомую Южную Землю". Уверенность в
существовании Южного материка еще более
укрепилась после плавания испанского
мореплавателя Менданьи, открывшего Соломоновы
острова.
В 1606 году испанец Торрес открыл самую северную
оконечность австралийского полуострова
Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от
мыса Йорк, назвал Торресовым.
В первой половине 17 века голландцы открыли
северную, западную и часть южного берега
Австралии, которую до начала 19 века называли
Новой Голландией. В 1642-1643 гг. голландец Тасман,
обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту,
доказал, что она представляет собой особый
континент.
В 18 веке между Англией и Францией началось
соперничество за первенство открытия нового
континента. Летом 1768 году от берегов Англии на
поиски нового материка на корабле "Индевор"
отправилась экспедиция под руководством уже
известного к тому времени мореплавателя Джеймса
Кука. Кук первым проследил восточное побережье
от мыса Йорк и открыл Большой Барьерный риф. В
1803 году Мэтью Флиндерс совершил плавание вокруг
берегов материка и составил карту всего
материка. Он предложил назвать его «Австралией».
Далее заслушивается доклад учащегося об экспедиции Дж. Кука.
Затем выполняется работа с атласом и контурной картой по нанесению маршрута экспедиции Джеймса Кука.
Далее можно ознакомить учащихся с исследованием территории самостоятельно:
- Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива (Посмотрите на карту – что он открыл?)
- Стшельский Павел Эдмунд, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Проводил съемку в Австралийских Альпах. В этой области он открыл самую высокую точку Австралии (Посмотрите на карту – как называется эта гора?)
- Юм Гамильтон и Ховелл Уильям, два вольных колониста, открыли самую большую реку материка (Посмотрите на карту – как она называется?)
3. Закрепление изученного материала
Закрепление нового материала проводится в виде игры "Знаешь ли ты карту?"
– Что севернее: Тасманово море или Тиморское?
– Где расположен залив Карпентария: на
севере материка или юге?
– Что состоит из двух островов: Новая Гвинея или
Новая Зеландия?
– Какой пролив отделяет Австралию от Тасмании?
– Австралия омывается четырьмя морями и океаном
(слайд)
Северные берега омываются морями:
– И – О – С – О – и – Р А – У Р – К О –
Восточные берега:
– – – А Л Л О – – – и – А – М – Н – В –
На западе и юге берега омываются:
– Н – И – С – И –
– О каких морях и океане говорим?
4. Домашнее задание
Пар. 35, подготовить доп. материал об исследователях Австралии.