Цель:
- через игровые моменты обратить внимание родителей на проблемы детей.
- привлечь внимание родителей к проблеме дисциплины в школе
- разработать совместно с родителями тактику взаимодействия в решении данной проблемы.
Ход родительского собрания
Уважаемые родители и ребята, вы видите на доске коллаж из 5 цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный.
Мы знаем, что определённый цвет ассоциируется с определёнными эмоциями. Закройте глаза и представьте любой из цветов. Не претендуя на глубокие психологические исследования, примите к сведению:
Если вы представили чёрный цвет, потому что он вам больше импонирует, то всё в норме. У вас замечательный вкус. В противном случае, вы переутомились. Пришли на собрание с некоторыми опасениями.
Кто-то представил красный цвет? Странно! Что может вогнать в краску с первых минут собрания? Остаётся догадываться, что перед собранием родители заглянули в дневник своего любимого чада и что-то вас там смутило!
Наверняка кто-то представил синий цвет. Тогда вам можно позавидовать, вы никогда не расстаетесь с вашей голубой мечтой, даже в такой момент, как родительское собрание.
Вашему удивлению не будет сегодня предела, если вы представили жёлтый цвет. Мы узнаем мнения учащихся и родителей по интересующим вопросам.
Остался зелёный цвет, ну что я могу сказать тем, кто его представил. Вы привыкли соблюдать спокойствие в любой ситуации. Вас трудно чем-то удивить, вывести из равновесия.
Итак, с вашими чувствами мы разобрались. Чувствуйте себя как дома, а не на собрании.
1. Мы с вами собрались, чтобы поговорить, обсудить некоторые вопросы и проблемы.
Проведём небольшой тренинг: родители и учащиеся получают фисташки в скорлупе и обсуждают в форме диалога называемые мной вопросы:
- Какие фисташки на ощупь?
А какие люди на ощупь? - У фисташек одинаковые размер и форма?
А у людей одинаковые размер и форма? - Фисташки одного цвета?
А люди одного цвета? - Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты?
А люди могут ломаться и трескаться? - Снимите скорлупу. Какие фисташки внутри?
А люди отличаются внутри и снаружи? - Съешьте фисташки. Какие они на вкус – хорошие или плохие?
А можно ли разделить людей на хороших и плохих?
- Какие выводы можно сделать?
- Все люди разные.
- Они отличаются как внутренне, так и внешне.
Наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при их непохожести друг на друга они соблюдали единые для всех правила для учащихся, что, к сожалению, не удается пока сделать. А почему? а потому что мы достигли подросткового возраста.
Подростковый возраст – это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики:
- подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом не зная, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как;
- подросток стремится иметь свое лицо, выделиться из «толпы», но делает это при полной слитности со своим окружением, стараясь быть как все в компании, в классе, во дворе и т.д.;
- интересно сразу все и ничего;
- хочется всего сразу, и, если позже, то тогда зачем все это;
- при всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в самом себе.
2. Игра «Воспитание» – приглашаются два человека: родитель и ученик и двое помощников. И так, в семье родился ребёнок. Особых проблем с ним нет – сейчас есть памперсы, готовые смеси.
Но вот начинает ребёнок ходить, за ним не усмотришь. Того и гляди под машину попадёт. Я боюсь. Что может что-нибудь случиться (завязывают ноги).
Это я для тебя делаю, что бы что-нибудь не произошло. Как ты себя чувствуешь? Дайка я завяжу тебе ещё и руки, чтоб не хватал что попало; глаза, чтоб не смотрел ещё такую передачу, которую тебе рано смотреть.
Давай заткнём уши и завяжем рот, а то наш сосед что попало говорит. Что-то ты уж очень эмоционально на всё реагируешь, твои чувства не знают границ (перевязываем грудь и привязывает поводок) – это чтобы далеко от меня не ушёл, чтобы я была свободна.
Ну а теперь иди куда хочешь и делай что хочешь!
- От чего бы вы хотели прежде всего освободиться?
- Расскажите о своих ощущениях. Что вы чувствовали?
- Как вы относитесь к такому стилю воспитания?
- Нужно ли ограничивать ребёнка или нет?
- Как ребёнок должен набираться опыта?
- Нужна ли чрезмерная опёка?
- Что мне нравится в моём ребёнке?
- Можете ли вы перечислить свои положительные качества?
- Что меня огорчает в моём ребёнке?
- Что вам самим не нравится в себе? Над чем нужно поработать?
3. Как вы представляете свою семье?
- А можно семью представить в виде оркестра?
Задание родителям: представьте свою семью в виде оркестра. Ответьте на 2 вопроса: Что делают инструменты, когда начинает играть один? Слаженный ли у вас оркестр?
Результаты опроса учащихся нашего класса:
Папа | Мама | Ученики | Остальные члены |
барабан – 3 | скрипка – 4 | гитара – 4 | балалайка – 2 |
баян – 3 | арфа – 2 | домра – 2 | скрипка – 2 |
гитара – 2 | домра – 1 | пианино – 2 | гитара – 1 |
балалайка-1 | саксафон – 1 | балалайка – 1 | гармошечка – 1 |
эл.пианино – 1 | контробас – 1 | пианино – 1 | баян – 1 |
гитара – 1 | труба – 1 | дудка – 1 | |
веолончель – 1 | тарелки – 1 | домра – 1 | треугольник – 1 |
- Слаженный ли у вас оркестр?
- «Да» – 6 человек.
- И «Да» и «Нет» – 3 человека.
- «Нет» – 3 человека.
- Когда начинает играть один инструмент, что делают остальные?
Вопросы:
- Как вы решаете спорные вопросы?
- Кто чаще всего виноват в конфликтах?
- Часто ли приходиться уступать?
- Какие способы вы используете, чтобы добиться своего?
4. Главное занятие – это учёба.
- Что является залогом успешного обучения?
Задание: составить ромашку родители и учащиеся. Написать для чего вы учитесь.
- Что нужно для достижения результатов?
5. Успешность обучения зависит от состава класса, от дисциплине на уроке, от желания получать знания и т.д.. У нас две группы: родители и ученики. Ваша задача со своей позиции внести предложения по улучшению дисциплины на уроках, принимаются самые фантастические.
Обсуждение. Особо значимые предложения запишем в решение собрания.
Рефлексия: розовый – такая форма понравилась, жёлтый – в основном было интересно, но был дискомфорт, зелёный – пустая трата времени, было некомфортно.