Класс: 9
Учебник: Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов и др., М., 2010.
Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы / Сост. Бурмистрова Т. А. Издательство “Просвещение”, М, 2009.
Тип урока: Урок изучения нового
Учебная задача: Сформулировать определения возрастающей и убывающей функции, а также использовать их для решения задач
Тип урока: Проблемно-развивающий.
Тип обучения: личностно ориентированный.
Цели урока:
Образовательные:
- Сформулировать определение возрастающей и убывающей функции;
- Вывести свойства монотонности квадратичной и линейной функций.
Развивающие:
- Развитие умения сравнения, проводить аналогию, обобщать;
- Развитие гибкости мышления.
Воспитательные:
- Развить умение высказывать свою точку зрения;
- Развитие умения аргументирования своего высказывания.
- Дидактическая единица: определение, правило.
Познавательные средства: сравнение, аналогия, обобщение.
Формы обучения:
- Индивидуальная (работа у доски);
- Фронтальная (при повторении и закреплении);
- Коллективная (при формулировании определения, свойств функций).
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
- Словесный (рассказ учителя);
- Наглядный (работа с графиками);
- Практический (выполнение упражнений).
- По характеру учебной деятельности:
- Частично-поисковый (определения и свойства выводятся под руководством учителя).
По дидактическим целям:
- Метод приобретения знаний.
- По содержанию учебного материала:
- Метод первичного усвоения учебного материала.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Активизация прежних знаний – 3 мин.
- Изучение нового материала:
- Постановка проблемы – 1 мин.
- Решение проблемы – 15 мин.
- Физминутка: 3 мин.
- Закрепление – 18 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с некоторыми свойствами функции. Напомните, какие свойства функции вам знакомы?
Ученик: Область определения, множество значений.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним свойством.
II. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к монотонности функций вспомните какие типы функций вам знакомы?
Ученик: Линейные и квадратичные.
Учитель: Какие функции являются линейными, а какие квадратичными?
Ученики: Функции вида у = вх + к называются линейными, а функции вида у = ах2 + вх + с, где а 0 называются квадратичными.
Учитель: Среди предложенных формул выберите: а) линейные функции; б) квадратичные функции.
На доске заранее выписаны формулы:
Задание 1.
1) у = 4х – 5
2) у = х2 + 5х – 1
3) у = 4) у = 6
5) у = - 4х2 +5х3 – 6
6) у = -2х
7) у = -2х2 + 4х – 1
8) у = х – 2
Ученики: Линейные функции – 1, 4, 6; квадратичные функции – 2, 7.
Учитель: Что является графиками линейных и квадратичных функций?
Учитель: Графиком линейной функции является прямая, а графиком квадратичной – парабола.
Учитель: Среди предложенных графиков выберите графики линейных и квадратичных функций.
На доске заранее представлены чертежи:
Задание 2.
Ученик: линейная функция – 2, квадратичная функция – 1.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрим график некоторой функции и изучим особенности данного графика.
Учитель: Попытайтесь воспроизвести график данной функции слева направо.
Ученик: Если вести карандаш по графику данной функции слева направо, то сначала рука идет вверх, потом вниз, а затем снова вверх.
Учитель: В этом случае говорят, что функция сначала возрастает, а затем убывает. Попытайтесь сформулировать определение возрастающей и убывающей функции.
Ученик: Функция называется возрастающей, если ее график слева направо направлен вверх. Функция называется убывающей, если ее график слева направо направлен вниз.
Учитель: Как вы думаете, почему мы рассматривали график слева направо, а не наоборот?
Ученик: Так как мы пишем слева направо, или чиловая ось направлена слева направо.
Учитель: Совершенно правильно. Таким образом, мы с вами сформулировали геометрическое определение возрастающей и убывающей функции. Но существует еще алгебраическое определение возрастающей и убывающей функции. Функция называется возрастающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Функция называется убывающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. А вместе возрастание и убывание функции называется ее монотонностью.
Учитель: В данном определении есть слова на некотором промежутке. Как вы думаете почему?
Ученик: Так как одна и та же функция может на некотором промежутке возрастать, а на другом убывать.
Учитель: Используя заданную функцию, определите ее промежутки возрастания и убывания.
Ученик: Функция возрастает от , убывает .
IV. Закрепление.
Учитель: Используя заданные чертежи графиков функций, определите промежутки монотонности.
На доске заранее подготовлены чертежи:
Задание 3.
Учитель: Данные функции были заданы своими графиками, а как выяснить монотонность, если функции заданы формулами?
Ученик: Можно попытаться построить графики этих функций.
Учитель: Напомните основные этапы построения графиков линейных и квадратичных функций.
Ученик: Чтобы построить график линейной функции необходимо вычислить значения в двух произвольных точках. Чтобы построить график квадратичной функции необходимо вычислить координаты вершины параболы, определить направление ее ветвей и пересечение с осями координат.
Учитель: Используя правило построения графиков линейных функций выяснить промежутки монотонности следующих функций:
Задание 4.
Ученики: (два ученика выполняют задание у доски)
1) у = 2х +1
Х | 1 | 0 |
У | 3 | 1 |
Возрастает на всей области определения
2) у = - 2х +1
Х | 1 | 0 |
У | - 1 | 1 |
Убывает на всей области определения
Учитель: Сравните формулы заданных функций, чем они отличаются?
Ученик: У 1 функции к = 2, т. е. положительный, а у 2 функции к = - 2, т. е. отрицательный.
Учитель: Какой вывод можно сделать, какова зависимость между видом монотонности и первым коэффициентом линейной функции?
Ученик: Если коэффициент линейной функции положительный, то она возрастает на всей области определения. Если коэффициент линейной функции отрицательный, то она убывает на всей области определения.
Учитель: Таким образом, вами сформулировано свойство монотонности линейной функции, и теперь вам необязательно строить сам график, чтобы определить монотонность функции.
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, с каким еще свойством вы сегодня познакомились?
Учитель: Сформулируйте геометрическое и алгебраическое определения возрастающей и убывающей функции.
Учитель: Как можно определить монотонность линейной функции?
Учитель: Сформулируйте свойство монотонности линейной функции.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Выучить определения и свойства монотонности функции, выполнить упражнений из учебника: параграф 13, с. 72, № 164 и с. 87, № 210 (1,3) – дополнительное задание.