Цели:
- знакомить детей с взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека;
- прививать бережное отношение к природе;
- дать детям необходимую сумму знаний о нормах поведения в природе;
- создать условия для разворачивания конструктивной игры и перехода ее в сюжетно-ролевую;
- воспитывать чувство групповой сплоченности.
Оборудование: слайдовый рисунок о происшествии на лугу; иллюстрации сот, ульев, площадок для вылета, входа в улей; лист ватмана, вырезанные цветы, пчелка; соты пустые, соты с медом, чашечки с разными видами мёда.
Словарная работа: нектар, улей, жалить, соты, лекарственные травы, луговые травы и цветы, воск, пасека.
Пословица: Где цветок, там медок.
ХОД ИГРЫ
1. Смысловое чтение иллюстраций о поведении на лугу, рядом с ульем
– Что здесь происходит?
Дети. Мальчик забрал весь мёд вместе с
сотами, девочка рвёт полевые цветы, а мальчик
палкой отгоняет пчёл, ломает цветы.
– Где же будут пчёлки летать? Где они будут
нектар собирать? Разве так можно?
Дети. Нельзя так вести себя:
– пчелки перестанут собирать нектар;
– пчелы без нектара погибнут;
– дети и взрослые заболеют.
Воспитатель. Давайте поможем пчелке, ведь в природе все взаимосвязано и небрежное отношение к ней ухудшает жизнь людей. Создадим для пчелки новый красивый луг. Подойдите к столу и возьмите все необходимое для этого, прикрепите на панно.
2. Комментируемая продуктивная детская деятельность
Воспитатель. Пока пчелки летают по лугу (на панно), давайте с вами поиграем в игру «Цветы и пчелы».
Игра «Цветы и пчелы»
Цель: Учить детей выразительным движениям.
Ход игры: Педагог предлагает детям
разделиться на 2 команды – девочки и мальчики.
Девочки будут изображать пчелок, мальчики –
цветы. Дети разбегаются по группе. По сигналу
педагога они начинают выполнять заранее
распределенные роли. Девочки изображают пчелок,
изящно качают головками, подражают жужжанию
пчелы: «з-з-з...». Мальчики изображают цветы;
встают на одно колено, расправляют руки, как
лепестки.
По сигналу педагога дети меняются ролями.
Мальчики становятся шмелями, машут руками,
словно крыльями, притопывают ногами, жужжат,
словно большие шмели: «ж-ж-ж...», а девочки
изображают красивые цветы.
3. Разворачивание конструктивной игры «Улей»
При помощи воспитателя дети строят большой «улей» из подручных материалов. Воспитатель комментирует и задаёт вопросы, стимулирующие детское творчество и активность.
– В улье помещается вся семья пчёл, а в ваш улей
все мы поместимся? Расширяйтесь.
– А где же площадка для вылета пчёл? Посмотрите
на иллюстрации. Сделайте.
– А куда пчёлки будут нектар складывать, где
соты?
Воспитатель показывает детям пустые соты и соты с мёдом.
– А вы можете сделать соты из бумаги.
– Вырезайте, склеивайте. Вот теперь, если в сотах есть мёд, они желтого цвета, раскрашивайте.
– Где же луг? Где пчёлы нектар собирают? Из чего его можно сделать? Дети подбирают материал и оборудование, предметы, присутствующие в группе, для воплощения своих идей.
Дети играют и подстраивают, идёт активное звуковедение.
Воспитатель. Пчелки наши устали, давайте теперь мёдом угощаться. У мёда разный вкус и запах. Всё зависит от того, с каких цветов пчёлки нектар собирали.
Дети угощаются мёдом с чаем.
5. Рефлексия
– Почему так говорят: «Где цветок, там медок»?
– Как надо себя вести рядом с ульем, на лугу?
6. Индивидуальная работа по листочкам«Как помочь пчёлкам?»
В пустой прямоугольник дети рисуют свое представление о том, как помочь насекомым (рисуют цветочную поляну и т.д.).
После отдыха дети продолжают игру в пчёл, воспитатель только корректирует развитие сюжета проблемными вопросами.
Использованная литература:
1. От осени до лета (детям о природе и временах
года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о
православных праздниках, народных обычаях и
поверьях): Для воспитателей детских садов и
музыкальных руководителей/ сост. Л.А.
Владимирская – Волгоград: Учитель, 2006. – 159с.
2. Формирование экологической культуры
дошкольников: планирование, конспекты занятий
/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.