Упражнения на написание слов с безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствование умения проверять написание безударных гласных в корне.

ХОД УРОКА

1. Проверка дом. задания

Учитель называет слова, учащиеся показывают карточку с нужной буквой, называют проверочное  слово (Я – вяжет, Е – треск, И – мир, мирный, О – молодость, И – свист, Я – прямо, А – ставит)

2. Знакомство со словом, имеющим непроверяемую гласную в корне

– Что это такое, как сказать одним словом: изображение человека на картине или фотографии? (Портрет.)

Учащиеся записывают слово, подбирают однокоренное, например портретная (живопись), выделяют корень, обозначают ударение.

3. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Повторение правил проверки

– Напишите слова в два столбика: в первый – те слова, которые можно проверить, во второй – непроверяемые.

(Дерево, холодильник, овёс, запасти, язык, овощи, зеленью, снегири, рябина, тропа, интересный, земля, погода.)

– А теперь самостоятельно напишите по 2 слова в каждый столбик. (Взаимопроверка)
– Какие гласные в корне слова требуют проверки и как вы их проверяете?

4. Запись под диктовку:

Солнце заливает ярким светом широкий луг. Трава сохраняет ещё ночную свежесть. Стоит удивительная тишина. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Верхушки кустов заволновались. Задрожали капельки росы.

– Какие слова при записи вы проверяли? С чего начинается проверка? (Нужно узнать, в какой части слова находится буква, требующая проверки.)
– Почему это необходимо сделать? (Для написания прставки, корня, суффикса или окончания есть свои правила.)
– Затем находим в слове ударный слог. Если безударный гласный находится в корне, подбираем проверочное слово с ударным  с ударным гласным в корне: лить, травы, охрана, ночь, стой, диво, тихо, бег, ветер,верх и т.п.

5. Наблюдение над лексичесеским значением слова, его употребление в речи и правописанием (упражнение 47).

– Прочетайте. К выделенным словам подберите близкие по смыслу слова. (Тяжёлые облака – нелёгкие, тяжёлый характер – беспокойный, тяжёлая задача – трудная, тяжёлая сумка – большая по весу, тяжёлая рана – опасная.)
– Как проверить написание выделенных слов? (После списывания словосочетаний и Предложений учащиеся подчёркивают в словах непроверяемые безударные гласные в корне (облака, человек, ветер, берёза).

6. Обобщение

Написание каких гласных в корне надо проверить? Почему? Как надо проверять?
– Назови два слова, в которых безударные гласные корня можно проверить изменением слова, и два слова, которые проверяются подбором однокоренных слов.
– Приведи примеры слов с безударными гласными в корне, не проверяемые ударением.

7. Задание на дом. Упражнение 54.

– Из текста выписать слова с безударной гласной подобрать проверочное слово.
– Со словами везде, теперь составить и написать предложение.