Цель: совершенствование умения проверять написание безударных гласных в корне.
ХОД УРОКА
1. Проверка дом. задания
Учитель называет слова, учащиеся показывают карточку с нужной буквой, называют проверочное слово (Я – вяжет, Е – треск, И – мир, мирный, О – молодость, И – свист, Я – прямо, А – ставит)
2. Знакомство со словом, имеющим непроверяемую гласную в корне
– Что это такое, как сказать одним словом: изображение человека на картине или фотографии? (Портрет.)
Учащиеся записывают слово, подбирают однокоренное, например портретная (живопись), выделяют корень, обозначают ударение.
3. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Повторение правил проверки
– Напишите слова в два столбика: в первый – те слова, которые можно проверить, во второй – непроверяемые.
(Дерево, холодильник, овёс, запасти, язык, овощи, зеленью, снегири, рябина, тропа, интересный, земля, погода.)
– А теперь самостоятельно напишите по 2 слова в
каждый столбик. (Взаимопроверка)
– Какие гласные в корне слова требуют проверки и
как вы их проверяете?
4. Запись под диктовку:
Солнце заливает ярким светом широкий луг. Трава сохраняет ещё ночную свежесть. Стоит удивительная тишина. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Верхушки кустов заволновались. Задрожали капельки росы.
– Какие слова при записи вы проверяли? С чего
начинается проверка? (Нужно узнать, в какой
части слова находится буква, требующая проверки.)
– Почему это необходимо сделать? (Для
написания прставки, корня, суффикса или
окончания есть свои правила.)
– Затем находим в слове ударный слог. Если
безударный гласный находится в корне, подбираем
проверочное слово с ударным с ударным гласным
в корне: лить, травы, охрана, ночь, стой, диво, тихо,
бег, ветер,верх и т.п.
5. Наблюдение над лексичесеским значением слова, его употребление в речи и правописанием (упражнение 47).
– Прочетайте. К выделенным словам подберите
близкие по смыслу слова. (Тяжёлые облака –
нелёгкие, тяжёлый характер – беспокойный,
тяжёлая задача – трудная, тяжёлая сумка –
большая по весу, тяжёлая рана – опасная.)
– Как проверить написание выделенных слов?
(После списывания словосочетаний и Предложений
учащиеся подчёркивают в словах непроверяемые
безударные гласные в корне (облака, человек,
ветер, берёза).
6. Обобщение
Написание каких гласных в корне надо проверить?
Почему? Как надо проверять?
– Назови два слова, в которых безударные гласные
корня можно проверить изменением слова, и два
слова, которые проверяются подбором
однокоренных слов.
– Приведи примеры слов с безударными гласными в
корне, не проверяемые ударением.
7. Задание на дом. Упражнение 54.
– Из текста выписать слова с безударной
гласной подобрать проверочное слово.
– Со словами везде, теперь составить и написать
предложение.