При выявлении детской одаренности следует учитывать особенности детской одаренности, а также сенситивные периоды развития, социальные условия, возрастные и поведенческие особенности детей
Существует множество методик по выявлению детской одаренности: Шкала Стэнфорд – Бине, Резервуарная модель Гауэна, стандартизированные тесты достижений дошкольников, тесты Торренса и прочие методики. Однако, результаты, которые представляют данные методики довольно односторонние, ведь каждая из этих методик ориентирована в первую очередь на уровень интеллекта.
Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их достижений может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых педагогами, сведениями от родителей и данными наблюдений. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
В нашем детском саду используется пакет методик, а выявление детской одаренности проходит в пять этапов:
Наблюдение за общением детей в группе в различных видах деятельности. Заполнение листов наблюдения;
Изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений — сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью
Оценка отношения сверстников друг к другу с помощью методики “Два домика”; Исследование самооценки ребенка по методике “Лесенка”;
Психологическое тестирование — показатели интеллектуального и творческого развития учащегося с помощью Векслеровской шкалы интеллекта для дошкольников и младших школьников и Тестов творческого мышления Торренса.
Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально благополучных отношений. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые исследователи полагают, что в основе многих особенностей поведения одаренных детей, нарушающих их отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что высокое развитие интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим высоким эмоциональным и социальным развитием.
Актуальность вышеизложенной проблемы привела к созданию системы работы с детьми с признаками одаренности “ Я и другие”. Она рассчитана на проведение групповых занятий длительностью 30-35 минут, которые проводятся один раз в неделю. Количество участников 7-8 человек. Возраст участников: старший дошкольный. Срок реализации один год.
Цель программы: формирование у детей социальной аффилиации, самосознания личности, обеспечение адекватного ролевого развития детей.
Основные задачи:
- повышение адаптивной функции психики ребенка;
- отработка алгоритмов межличностного взаимодействия;
- выработка психологических защит в ситуации одиночества, страха, смятения;
- развитие навыков психической саморегуляции;
- развитие эмоциональной сензитивности;
- снятие психологического напряжения.
Основные методы реализации программы:
- психогимнастика;
- аутотренинг;
- релаксация;
- арттерапия.
Организация развивающих групп:
Групповые взаимоотношения это сложная система различных взаимопроникающих и взаимно влияющих друг на друга видов отношений человека к человеку. Наиболее часто в ней выделяют межличностные (отношения симпатии, антипатии, безразличия), деловые (отношения к другому как к партнеру по совместной деятельности) и оценочные (при которых другой человек рассматривается как носитель определенных одобряемых или порицаемых нравственных, моральных качеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически слиты и выступают преимущественно как межличностные отношения, исследование групповых взаимоотношений не может быть полным без учета всех других видов отношений. Поэтому в своей работе я сделала попытку изучить специфику взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста. Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре игрового взаимодействия. В данном исследовании я сочла возможным ограничиться наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Внимание же сфокусировала не столько на его количественных, сколько на качественных показателях: как организуется совместная игра; каков характер планирующих указаний, распоряжений, просьб, поручений детей; формы распределения функций совместной деятельности (индивидуальные решения, решения за другого, постановка общей проблемы, обобщенный способ решения).
Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях, так как форма их проведения в группах часто стимулировала поиск совместного решения, организацию совместной познавательной деятельности, а поэтому и здесь должны были проявляться существующие в группе деловые отношения.
Структура занятий:
- Вводная часть — игры и упражнения направленные на создание положительного отношения к группе сверстников и занятию;
- Релаксационный тренинг;
- Игры и упражнения, направленные на отработку навыков двух позиций жизненной активности (“пассивная активность” и “активная пассивность”);
- Аниматерапевтические техники — игры и упражнения с использованием подражания поведению животных;
- Арттерапевтические упражнения — использование рисунков для выражения собственных эмоций и чувств.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.