Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Задачи:
- Познакомить родителей с теорией мотивации;
- Показать значение мотивации для успешности обучения;
- Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
- Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
- Объединить усилия педагогов и родителей;
- Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
Источник | Задача |
obrazowan.com Статьи по образованию/ Мотивация в обучении | Способы мотивации учащихся |
1 september.ru Статьи по образованию /Почему ребенок не хочет учиться. | Способы мотивации учащихся |
Психологический центр Адалин / Отсутствие познавательных интересов | Способы мотивации учащихся |
Psychologies.ru Марина Аромштам “Он не хочет самостоятельно делать уроки” | Советы родителям |
Издательский дом “Первое сентября”. Зайцева М. В. Статья в разделе: Преподавание иностранных языков. Мотивация учения и пути ее повышения (на уроках иностранного языка) | Пути повышения мотивации |
Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990. | Теория мотивации. Пути формирования мотивации |
Издательский дом “Первое сентября”. Беляева И. В. Каримова З. А. Статья в разделе: Работа с родителями. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта “Скоро в школу” (из опыта работы МДОУ № 48). | Советы родителям: воспитание положительного отношения к школе |
АНО “Центр медиации и права” Шамликашвили Ц. А., Семенова О. А. Нейропсихологический подход к обучению (Журнал “Справочник классного руководителя” № 9, сентябрь 2009). | Что приводит к снижению мотивации, как преодолеть проблемы. |
Форма: родительское собрание в форме диалога.
Участники мероприятия: родители учащихся начальной школы, классные руководители младших классов, директор образовательного учреждения.
План мероприятия.
Позади первый год обучения. Ваши (теперь уже наши общие дети) ученики второго класса. Наверное, вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущего, у детей появились сложные домашние задания, первые оценки. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.
С какой целью вы отдали ребенка в школу? Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.
Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.
Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом. Краткая лекция с использованием презентации.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)
Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)
Структура мотивации по Додонову Б. И.
- Удовольствие от самой деятельности
- Значимость для личности непосредственного ее результата
- Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
- Мотивирующая сила принуждающего давления на личность.
Классификация мотивов
- По характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие) – по А. Н. Леонтьеву
- Время (далекая и короткая мотивация) – по Б. Ф. Ломову
- Социальная значимость (социальные, узколичные) – по П. М. Якобсону
- По виду деятельности (игровые, учебные, трудовые) – по И. А. Зимняя
- По характеру общения (деловое, эмоциональное) – по П. М. Якобсону.
Учебная мотивация
Частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Факторы:
- Образовательная система
- Образовательное учреждение
- Организация образовательного процесса
- Субъективные особенности обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимосвязь с другими учениками)
- Субъективные особенности педагога и прежде всего система его отношений к ученику, к делу.
- Специфика учебного предмета
Характеризуется:
- Направленностью
- Устойчивостью
- Динамичностью
По Божович Л. И. мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания).
4. В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.
Затем психолог предлагает выслушать пути формирования учебной мотивации предложенные в специальной литературе.
Пути формирования учебной мотивации
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями
1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);
2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).
Существует принцип “сделал – свободен”. А также важную роль играет совместные познавательные занятия.
При индивидуальной работе с учениками имеющими негативное отношение к школе и низкий уровень мотивации.
- Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
- Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
- Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
- Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
- Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
- Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
Рефлексия:
- Помогло ли наше сегодняшнее собрание? Да помогло
- Можно поставить галочку;
- Выяснили чего нельзя делать;
- Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;
- Поняли, что мало внимание уделяли детям;
- Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.
Мнение педагогов: форма была легкой для родителей; у некоторых загорелись глаза и появилась заинтересованность; родители активно участвовали в собрании – это бывает редко.
Мнение директора: насыщенное собрание, очень динамичное, в конце собрания расходиться родители не хотели.
Собственное мнение: в нашей школе форма диалога с родителями применяется впервые. В начале собрания чувствовалась скованность и родителей и педагога, сложно было уйти от проблемы взаимных упреков и наладить спокойный диалог. Барьером также было и то, что родители в начале собрания не очень охотно высказывали собственное мнение. Но в конце мероприятия активность резко возросла, когда я предложила поделиться собственными рецептами повышения мотивации у ребенка. Оказывается, родители очень многое делают правильно, но в этих действиях не хватает системы. В целом собрание прошло хорошо. При поиске материала столкнулась с такой трудностью: советов для педагогов по повышению школьной мотивации много, а для родителей практически ничего нет, одни запреты – этого нельзя делать и этого нельзя делать. А что можно? Об этом приходиться только догадываться и переформулировать нельзя в: а так правильно.
Мотивация в обучении
Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.
Почему ребенок не хочет учиться
По статистике многие дети в возрасте шести – семи лет уже готовы перейти от этапа игры к этапу обучения. Но достаточно часто вместе с походом в школу у детей возникает состояние, которое многие родители называют ленью.
Винят родители школу, детей и, в очень редких случаях, себя.
Ответ на вопрос почему же дети становятся ленивыми как раз и кроется в разных этапах их развития. Родителям кажется смешно, если их шестилетний ребенок, придя домой из школы, заявляет, что ему там не понравилось и он туда ходить не будет.
Однако психологи уверены, что это довольно-таки серьезная проблема прежде всего для родителей.
Она вызвана отсутствием мотивации ребенка к учебе. Если и к восьми годам ребенок еще не готов пойти в школу, то им обязательно должен заняться психолог, который, путем игры подведет его к более серьезным этапам обучения.
Отсюда мы видим, что все очень просто, однако на деле все выглядит совсем не так, ведь сегодня все больше и больше школьников прогуливают учебу, считая ее для себя не только неинтересной, но и ненужной. Дело в том, что в нежелании учиться ребенка виноваты родители! Одной из причин нежелания учиться является, как это ни странно звучит, поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе.
Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Причем важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста, поскольку позже у него может быть сомнение в вашем авторитете, он может замкнуться, формируясь как личность, заинтересоваться негативными вещами. Но если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито. Но что же делать, если этот момент упущен и ребенок идет в школу заведомо уверенный и грустный, что ему там придется мучаться 10 лет? В этом случае очень многое зависит от учителей.
Учитель должен привлечь внимание учащихся и смотивировать их к обучению. Для этого прежде всего необходимо отрегулировать дисциплину, что можно сделать путем либо сильной воли учителя, выступая в позиции Субьект – Объект, либо заинтересовав учащихся.
Во втором случае сложнее, но эффективнее для ребенка. Если это дети младших классов, то для них больше подойдет обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения и выделения активных детей из группы. Учитывая то, что внимание ребенка концентрируется в начале и конце урока, учитель должен правильно распланировать урок, создать предпосылки активной работы учащихся.
Если это учащиеся старших классов, то мотивацией в этом случае будет правильно подготовленный урок с систематизированными знаниями, разбавленными интересными подробностями или включением учащихся в обсуждения. Как правило, семинары дают больше знаний, чем лекции. С другой стороны, если в школе лекции и семинары совмещены, то в университетах этот способ помогает смотивировать студентов к самообразованию и получению знаний. Тут мы подошли к существенному вопросу о самообразовании ребенка, который немаловажен. Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.
Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”. К такой форме прибегают даже взрослые. Если брать более конкретно, то учитель может смотивировать учащихся интересной экскурсией, творческими работами, где ребенок сможет проявить себя и свои способности.
И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безинициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.
Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки. (2)